00:00, 12 ноября 2005 года

О нашем ветеране написала «Обсервер»

Первым о его необычной судьбе рассказал наш журналист Алексей Лазарев в материале «Воскрес в 1945…» («СП» за 31 марта 2005 года). Кто тогда мог предполагать, что вскоре у этого материала появится продолжение («СП» за 8 ноября). На этот раз о том, как ветерану пришлось доказывать свое право на украинскую медаль в честь 60-летия Победы. Пришлось идти в суд. Дело в том, что по данным Днепропетровского военкомата, Георгий Федорович числился погибшим и захороненным в братской могиле на территории Украины. На обелиске значится в числе прочих и его имя. Промышленный районный суд Ставрополя принял решение в пользу ветерана. На основании свидетельских показаний и документов он возвращен в ряды живых. Так что вопрос о награде решен.

Собственно, для своих родных и российских властей он воскрес еще в 1945 году, когда вернулся домой из немецкого плена, куда попал сразу после того боя под Софиевкой, в котором «погиб». Контуженного, его приняли за мертвого и по ошибке похоронили. Хорошо, что закопали неглубоко: когда пришел в сознание, удалось отрыться. Как говорится, из огня да в полымя: выбравшись из могилы, Георгий Пономарев попал в руки власовцев, а потом в немецкий концлагерь. Хлебнул лиха. По пути в Бухенвальд пытался сбежать - не удалось. Так что на эту страшную фабрику смерти все же попал. Принимал там участие в восстании военнопленных.

А после победы над фашизмом Георгия Федоровича отправили на так называемую госпроверку. Все побывавшие в плену через это проходили. Ему и на этот раз повезло: продолжением немецкого плена не стал советский лагерь. Дальше фронта, теперь это была война с Японией, не послали. Вернулся израненный, но живой.

А теперь и награда, уже иностранного государства Украина, его нашла. За тот самый бой под Софиевкой Днепропетровской области, в котором «пал смертью храбрых». Во главе разведроты Георгий Федорович героически выполнил задание командования и взял хорошо укрепленный вражеский дот, из которого покосили очень много наших бойцов. Теперь о его непростой судьбе знают далеко за пределами России.