Равнение - на Зимбабве!
Подвыпивший гражданин стоит на углу и ругается непотребными словами. Подходит милиционер и начинает хулигана мягко журить. Мол, дети вокруг, женщины, а вы сквернословите. «Да я правительство наше ругаю», - отвечает гражданин. «Прошу прощения», - говорит блюститель порядка, козыряет и уходит.
Это анекдот, но он в тему. Правительство у нас плохое – вот где корень бед, считают многие россияне, перебивающиеся с хлеба на квас. Действительно, хорошим его не назовешь. Только за последнее время столько решений недальновидных принято… Их, чиновников, во всем мире не любят, но научились эффективно контролировать. А у нас? Начнем с выборов. Кого по телевизору больше показывают, за того и голосуем. Ну а чтобы потом у избранника потребовать выполнения его обещаний – это прямо-таки какой-то дурной тон. Вот и получается, что ругают граждане нехорошими словами тех, кого сами и выбирали.
В США сегодня работают 10 тысяч общественных организаций, имеющих право контроля власти. Никто им это право на блюдечке не поднес. Американцы понимают: чиновников любого ранга нужно все время держать в напряжении. Чтобы знали они: каждый их шаг на виду. В Швеции, на которую одно время мы очень хотели быть похожими, на специальных сайтах, созданных общественниками, регистрируется текущее движение бюджетных денег, включая даже расходы военного ведомства. Такая система действует на всех уровнях. Более того, конкретный гражданин может проконтролировать, как государство тратит средства, выделенные на общественные нужды. Во всем мире власть имущие не прочь «откусить» от бюджетного пирога, но при таком контроле сделать это, понятное дело, трудно.
А у нас что? У нас любимая поговорка: «Моя хата с краю…». Пусть кто-то другой контролирует власть, борется за мои права, идет на выборы осознанно, а не для того, чтобы проголосовать «как все». Правда, упомянутую поговорку вспоминать часто не любим. В ходу другие, в которых говорится об общинности русского народа, его готовности прийти к ближнему на помощь и т.п. Только эти черты национального характера что-то проявляются все реже. За примерами далеко ходить не надо. Недавно в многоэтажке, где я живу, прошло собрание жильцов. Тема: выбор способа управления домом. То, что городские власти не удосужились заранее проинформировать граждан о сути проблемы (а сами граждане по существу вопроса были, что говорится, ни в зуб ногой), – тема отдельного разговора. Дело в другом. Зачем собрались, все забыли очень быстро. Собрание превратилось в повод для высказывания личных обид жильцов друг другу. А почему вы, когда трубы варили и воду перекрыли, нас не предупредили? А почему вы?.. А вы сами!.. В общем, гвалт стоял изрядный. Друзья! Ежели домом своим управлять не можем, что о стране говорить! А ведь по Конституции вся полнота власти в государстве у нас, у народа. Другое дело, нужна ли она нам, эта власть?
Есть у Владимира Маяковского гениальные слова, со школы еще запомнил. Цитирую по памяти: «Единица – вздор, единица – ноль. Голос единицы – тоньше писка». Действительно, кто сейчас голос человечка-единицы с его проблемами услышит? А вот людей организованных, имеющих одну цель, власти всех уровней и уважают. Только вот что-то сами граждане организовываться не спешат. Пусть кто-то другой за их интересы борется. Здесь опять же хочется на другие страны посмотреть. В той же Европе люди живут куда как посытнее россиян. Но защитить себя в случае чего могут лучше. Специально посмотрел, какие акции в защиту своих прав проводили представители различных профессий в разных странах мира в последнее время. Франция, Бельгия – всеобщая забастовка госслужащих. Италия – бастуют транспортники. Южная Корея – национальная забастовка железнодорожников. ЮАР, Израиль – всеобщая национальная забастовка. Даже в Зимбабве прошла национальная забастовка против роста цен на бензин. И целей своих (повышение зарплаты, сохранение социальных гарантий) бастующие в ходе цивилизованных акций в большинстве своем добиваются. Нет, я не призываю, чтобы в России поезда не ходили, самолеты не летали и т.д. Тем более что упомянутые забастовки достаточно кратковременны: от нескольких часов до двух-трех дней. Это скорее демонстрация силы. А вот у нас, чтобы какая-то отрасль организовала ту же кратковременную всеобщую забастовку – это из области фантастики. Опять же сработает принцип: «Моя хата с краю...». А напряжение-то никуда не девается. Как говорится, русский мужик долго запрягает, да быстро едет. Будем надеяться, что еще в прошлом веке свой лимит на революции (а их было аж три) Россия исчерпала. А потому в деле создания гражданского общества – равнение на Зимбабве!