Угроза слабеет - угроза растет
Имеется ли возможность реально повлиять на принятие федерального бюджета с тем, чтобы нашему краю было выделено больше средств? Нужно ли привлекать для работы в Совете Федерации губернаторов? Какова дальнейшая судьба Кавказских Минеральных Вод? На эти и другие вопросы ответил член Совета Федерации РФ от Государственной Думы Ставропольского края Алексей ЛЫСЯКОВ.
- Алексей Алексеевич, нижняя палата парламента России скоро должна принять бюджет страны на будущий год. По заверению депутатов Госдумы России, не удалось существенно увеличить федеральные трансферты для Ставропольского края. Можно ли повлиять на этот процесс в Совете Федерации?
- Как известно, проект федерального бюджета 2006 года 14 октября принят во втором чтении. На этой стадии удалось несколько увеличить такие важные для регионов разделы, как «межбюджетные трансферты» и фонд финансовой поддержки субъектов РФ в объеме 1,4 триллиона рублей и 228,2 миллиарда рублей соответственно. Кстати, члены Совета Федерации влияют на формирование этого главного финансового документа на всех стадиях, начиная с так называемого нулевого чтения. Конкретизировать же бюджетные траты мы вместе с коллегами - депутатами Госдумы и правительством РФ будем до третьего чтения с использованием, возможно, и тех поправок, которые ранее были отклонены.
Мы, сенаторы от Ставрополья, боремся за то, чтобы в определенной мере были учтены предложения депутатов Госдумы края, которые направлены в Москву еще в сентябре месяце. Там изложены, на мой взгляд, реальные предложения по увеличению финансовых средств, например, по разделу трансфертов с выделением для края субвенций в объеме 458 млн. рублей. Считаем необходимым также увеличить финансирование ряда федеральных целевых программ («Социальное развитие села до 2010 года» и других) на осуществление полномочий органов госвласти и по другим статьям бюджета.
Председатель Госдумы края Ю. Гонтарь направил специальное письмо председателю правительства России с просьбой принять меры по усилению и укреплению органов внутренних дел для обеспечения безопасности и правопорядка в регионе, предусмотрев дополнительные расходы в сумме более 90 миллионов рублей. Наряду с этим, как представитель Госдумы края в Совете Федерации, я имею поручение оказывать содействие в реализации постановления ГДСК. Оно касается обращения ГДСК в Госдуму РФ и к председателю правительства России М. Фрадкову о включении в федеральную адресную инвестиционную программу на следующий год реконструкции акушерского корпуса ставропольской городской клинической больницы № 4. Эти и другие вопросы намерены решать с использованием уже наработанных механизмов: через трехстороннюю комиссию по совершенствованию межбюджетных отношений и комитет по бюджету Госдумы РФ.
- Многие руководители власти на федеральном уровне говорили о необходимости привлечения глав регионов к работе над проектом бюджета страны. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Я полностью разделяю точку зрения по этому вопросу председателя Совета Федерации С. Миронова. Глав регионов следует привлекать к работе над всеми важнейшими законопроектами страны, а не только над федеральным бюджетом, так как они каждодневно ощущают на себе проблемы и нерешенные вопросы не только в своем регионе. Их опыт и знания, несомненно, полезны на федеральном уровне. Однако привлекать их следует все же «без отрыва от производства», т.е. не на постоянной основе, как это было ранее, что противоречит принципу разделения властей. Механизм и юридическое обоснование такого привлечения требуют тщательной проработки в рамках Конституции РФ.
- Есть ли рациональное зерно в том, чтобы члены Совета Федерации избирались в регионах, а не назначались от исполнительной и законодательной власти, как сейчас?
- Здравый смысл в этом есть. Однако необходимо понять, как это следует осуществлять практически, в какие сроки, с какими полномочиями и т.д. По имеющейся информации, были разработаны варианты такого законопроекта, и когда они будут включены в законотворческий процесс, можно будет обсудить эту проблему конкретнее.
- Как вы оцениваете предварительные итоги реформы местного самоуправления в нашем регионе?
- По моему мнению, в настоящее время важнейшее значение для страны в целом и для регионов имеет закон о реформе местного самоуправления или 131-й закон, как его называют в СМИ. Наш край с начала года досрочно приступил к его реализации. Ставрополье в связи с этим называют пилотным регионом, а его руководителей – пионерами в совершенствовании местного самоуправления. Но пристального внимания, видимо, заслуживают не эти красивые сравнения, а наработанный опыт, выявленные проблемы и недостатки в законодательстве по местному самоуправлению на всех уровнях власти.
Имеется в виду, к примеру, неотработанное взаимодействие муниципальных районов и поселений в части финансирования их полномочий. Сложная система выравнивания бюджетной обеспеченности через единые нормативные отчисления оказалась нежизненной, а главное - не учитывающей местные особенности. В результате в первом полугодии мы имели невыполнение плана доходов по большинству поселений из имеющихся в крае.
Отрадно то, что руководители региона, участвующие в обеспечении реформы местного самоуправления, не только считали набитые шишки и копили опыт, а старались через законодательные инициативы внести коррективы в действующее законодательство. Для этого в Ставропольском крае заранее приступили к созданию системы мониторинга правоприменительной практики, которая через Совет Федерации начинает взаимодействовать с такой же системой на федеральном уровне. Одним словом, возможно, кто-то после принятия 5 октября изменений 131-го закона еще размышляет, на сколько отсрочить свое вступление в реформу местного управления. Нам же, как говорится, отступать уже некуда - только вперед по этому нелегкому пути.
- Край ориентирован на сельскохозяйственное производство. Мы собираем рекордные урожаи, а по уровню жизни населения занимаем скромное место даже среди субъектов Южного федерального округа. Стоит ли краю переориентировать свою экономику?
- Не думаю, что это решение проблемы. По своим природно-климатическим условиям, имеющейся инфраструктуре и историческим традициям наш южный регион остается местом, где доминирует аграрное производство. Одним указом сразу переориентировать хозяйство невозможно, да, видимо, и не нужно. Лучше совершенствовать то, что имеется, и надеяться на свои силы и ресурсы. Когда в начале беседы мы говорили о федеральных трансфертах для Ставрополья, я упустил такой момент: большую часть полученных средств планируется использовать для стабилизации агропромышленного комплекса края. Существенное значение для нас имеет и реализация приоритетного национального проекта развития агропромышленного комплекса страны, о чем неоднократно говорил президент РФ В. Путин.
- Известно, что еще 5 лет назад в Госдуме России рассматривался закон «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае». В каком состоянии этот вопрос в настоящее время?
- Да, такой законопроект был в плане работы Госдумы РФ в 1999 году, а потом был тихо «похоронен». Такая же судьба два года спустя постигла и другой проект федерального закона «О курортном регионе федерального значения Кавказские Минеральные Воды», который не нашел поддержки в Совете Федерации, а согласительная комиссия так и не пришла к единому мнению. Не вдаваясь в историю деятельности моих предшественников, отмечу, что отдельные положения этих законопроектов нашли отражение в ряде позже принятых федеральных законов. И хотя нам не удалось отстоять закон, стимулирующий сохранение и развитие такого уникального курортного региона, каким являются Кавказские Минеральные Воды, полагаю, что полностью этот вопрос с повестки не снят. Об этом свидетельствуют и рекомендации депутатских слушаний, проведенных Госдумой края в апреле прошлого года в Кисловодске.
Сегодня можно говорить об ослаблении угрозы безопасности края по сравнению с девяностыми годами в военном плане, а вот экологическая угроза Кавминводам, наоборот, обостряется, стройная законодательная база по этому вопросу отсутствует, а сама проблема в основном остается заботой самого региона. Об этом совсем недавно шел откровенный заинтересованный разговор на конференции по проблемам экологической безопасности в Ессентуках. Его участники прямо заявили – жизнедеятельность жемчужины Ставрополья находится в критическом состоянии. Свою роль я вижу в активном стимулировании срочных широкомасштабных мер на федеральном уровне: разработка концепции развития курортного региона, возможное возвращение в Госдуму России скорректированного проекта федерального закона «О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды», учет особенностей правового регулирования общественных отношений на Ставрополье при рассмотрении бюджета на 2006 год и других федеральных законов.
Для этого считаю необходимым использовать не только свои возможности сенатора, но и иные законные рычаги воздействия. Так, являясь координатором Ставропольского регионального отделения партии Жизни, считаю важным проводить эту работу и через фракцию партии в ГДСК, и через руководство исполкома Ставропольского регионального отделения партии.