00:00, 21 октября 2005 года

А жизнь нельзя на завтра отложить

Доклад представило министерство ЖКХ, строительства и архитектуры края, однако… Как выразился заместитель председателя правительства края и председатель совета Н.Пальцев, доклад с тем же успехом, что и на Ставрополье, мог быть зачитан и на Камчатке. Из него лишь удалось понять, что в Градостроительном кодексе РФ теоретически заложены принципы формирования безбарьерной среды для инвалидов, но практическое воплощение их возможно через СНИПы, которые… пока не разработаны. Да и нет соответствующего краевого закона.

Безбарьерная или доступная среда в градостроении подразумевает оборудованность территорий и зданий пандусами, поручнями и другими специальными приспособлениями, облегчающими инвалиду возможность передвижения. Общими усилиями членов совета удалось установить объекты, отвечающие необходимым требованиям. Это всего лишь 40% лечебно-профилактических учреждений края и 4 (!) из 38 районных администраций, детская краевая библиотека, санаторий «Лесная поляна». Более точную картину, как оказалось, можно установить только в Ставрополе. Здесь общественная городская организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) создала карту объектов, куда человек с ограниченными возможностями может попасть беспрепятственно.

Н. Пальцев поручил краевым министерствам ЖКХ и социальной защиты провести совместную коллегию, чтобы рассмотреть вопросы доступности зданий и сооружений для инвалидов.

В качестве примера для подражания на заседании привели краевой центр. Несмотря на хронические изменения в законодательстве, сопротивление застройщиков и прочие препоны, совместные шаги местных властей и вышеупомянутой организации ВОИ приносят плоды. В городе за исключением одной поликлиники все муниципальные лечебные учреждения, а также некоторые магазины и жилые дома доступны для инвалидов. Комплимент Ставрополю как лидеру среди пилотной тройки городов (Москва, Ставрополь, Омск), работающих по Канадско-Российской программе инвалидности, сделала и О. Красюкова-Эннс, директор Канадского центра изучения инвалидности. По ее мнению, перемены, которые начинаются уже в аэропорту Ставрополя, где появились пандусы, свидетельствуют об изменении мышления. Гостья обратила внимание на то, что в сегодняшних требованиях к инфраструктуре должны быть учтены демографические изменения - старение населения и увеличение числа инвалидов.

Впрочем, поделился город и опытом проблем. Некоторые из них возможно решить на уровне края, законодательно закрепив приемку объектов в эксплуатацию при участии органов социальной защиты. А другие - требуют просветительской и даже воспитательной работы с населением. В частности, с упорством, достойным лучшего применения, водители даже при наличии свободных участков на стоянке паркуют авто на места, выделенные для инвалидов. Впрочем, что водители! Как сказал И.Ульянченко, начальник городского управления социальной защиты, даже у руководителей некоторых краевых учреждений культуры сегодня все еще не удалось найти элементарного понимания в вопросе доступности зданий …

Подводя итог заседания, помимо прочих решений, совет рекомендовал опыт Ставрополя другим городам и районам.