Что просят у домового Кузи
Выбор пал на Апанасенковский район. Парламентарии, а также представители муниципальных органов власти и сферы образования города Ставрополя, Арзгирского, Ипатовского, Петровского и Туркменского районов прибыли в село Воздвиженское. Председатель комитета Виктор Лозовой сам проверил, чем кормят детей в школьной столовой. Качеством блюд остался доволен.
Тема эта довольно часто поднимается на всех уровнях власти. Легко убедить в необходимости кормить ребенка на перемене тех родителей, у кого есть работа и определенный достаток. Но есть другая категория – дети из малообеспеченных семей. Им – не всем, а только 40 процентам учащихся начальных классов - помогает государство. Правда, помощь эта вызывает горькую усмешку: ну что можно купить на 1 рубль 62 копейки? Полстакана чая и тоненький ломтик хлеба. И приходится, что называется, всем миром складываться, чтобы как-то прокормить детей.
Школы Ставрополья в текущем финансовом году получили из средств консолидированного бюджета 33,6 миллиона рублей. Этих денег, конечно, недостаточно. Но в конечном итоге спрос все равно будет с директора школы. Хорошо, если его заботы разделяет местная власть, еще лучше, когда выручает сельхозпредприятие. А если в кресле колхозного председателя инвестор, который умеет посылать так далеко, что второй раз к нему уже не пойдешь, что тогда? Куда податься с протянутой рукой? Только к спонсорам (читай – родителям). Итак, круг замыкается. По словам министра образования края Алексея Шабалдаса, родительская плата у нас в крае кое-где достигает аж 25 рублей в день. Чтобы удешевить питание, министр призывает вернуться к традиционным зимним заготовкам – бочкам с солеными огурцами, квашеной капустой, мочеными яблоками. На селе многие так и поступают. Выращенный ученическими бригадами урожай хранится в подвалах, излишки его можно реализовать.
Вряд ли где-то еще в крае есть такой богатый опыт работы на земле, какой накопила Воздвиженская школа. Овощи, теплица, инкубатор, промышленное цветоводство, выращивание сосен в питомнике – вот далеко не полный перечень занятий, доходы от которых пополняют школьную казну. В результате горячее питание здесь получают все 100 процентов учеников, а родительская плата за меню из трех блюд составляет всего два рубля.
Выручает крестьянский труд и школьников села Тахта Ипатовского района. По словам здешнего директора Светланы Селезневой, администрация выделила им 100 га земли. И хотя местный колхоз приказал долго жить, учащиеся теперь сотрудничают с фермерами. В результате – в подвалах полно овощей, картофеля, растительного масла. Борщ обходится в 42 копейки, добротный пирожок - в 60. Питание получают 95 процентов детей. Но, по словам директора, стоит хотя бы чуточку увеличить родительскую плату, чтобы включить в рацион мясо или рыбу, столовая моментально пустеет. Это вполне понятно: взрослое население села практически осталось без работы.
- Я не хочу сравнивать нашу глубинку с Москвой или Петербургом, - говорит С. Селезнева, - но посмотрите на соседей – краснодарцев, ростовчан, там на школьное питание выделяется семь рублей в день на ученика.
Но если на селе мечтают о мясных блюдах, то в городских школах их зачастую просто… выбрасывают. Начальник управления образования города Ставрополя Валентина Новикова как чиновник обязана заботиться о том, чтобы в столовых питалось больше детей. А как женщина, как человек она возмущается:
- Котлета на вкус такая, что съесть ее сложно. Пора пересмотреть нормы закладки продуктов в блюдо. А пока что третья часть продуктов идет со стола в мусорные баки.
И вообще, на заседании поднимался вопрос, нужно ли заниматься стряпней в учебных заведениях, может быть, лучше доверить это дело специалистам, а в школе только разогревать блюда? Пока же картина выглядит таким образом: для 58% детей готовят сами школы, для 22 - общепиты и акционерные общества, для 10 – частники. В Изобильненском районе, например, эту работу полностью доверили общепиту. Обходится это, конечно, несколько дороже, зато можно говорить о качественном питании. Пока же, по словам министра А. Шабалдаса, в школах 10 тысяч поваров, кухрабочих, посудомоек.
А еще, оказывается, и без того скудный детский обед могут запросто урезать. С такими фактами при проверке школ и детских садов не раз приходилось сталкиваться начальнику отдела торговли и продресурсов министерства экономического развития и торговли СК Татьяне Костюковой. В Минераловодском, Александровском и Новоалександровском районах выявлены факты недобросовестных манипуляций с мясом, сосисками. И кашу можно маслом не испортить, если добавить вместо масла … воду. Поведала Татьяна Николаевна и о более возмутительных случаях, когда выращенный детьми урожай проходил в отчетности как приобретенный по рыночным ценам. И собранный в лесополосе шиповник – тоже.
Конечно, вороватых работников можно сколь угодно наказывать, можно взять на место провинившихся других, да только немного находится желающих работать за тысячу рублей. И оборудование столовых давно уж устарело, как и помещения, а мебель в них – просто стыд. Если она вообще есть: в школе № 5 Александровского района «в моде» фуршет – здесь едят стоя.
…Пришло время ставить во-прос не просто о завтраках или обедах, а о диетическом питании. Участники заседания огласили такие цифры: в год на 1000 детей приходится 1400 заболеваний. В начальных классах детвора чаще страдает болезнями органов дыхания, проблемы желудочно-кишечного тракта на шестом месте. К окончанию школы картина меняется: нездоровые желудки уже на втором месте. Вот это и есть оценка того, как мы кормим наших детей - наше будущее. Чипсы, кириешки, кола уверенно ведут это будущее к гастритам и язвам.
Первый заместитель председателя Госдумы края Любовь Волошина подняла вопрос и о детских пособиях. Конечно, 70 рублей в месяц – это никакая не помощь, скорее, насмешка. Надо увеличить эту сумму хотя бы до 150 рублей, да и на школьное питание дать как минимум пять рублей. На все это потребуется примерно 550 миллионов из бюджета края.
Получается, что федеральное правительство, по сути, «сбросило» проблему питания школьников на регионы. В законе об образовании (ст. 51) говорится, что учащихся надо кормить, однако в бюджете РФ на это не предусмотрено никаких ассигнований.
Пока же на селе надежда только на привычные три составляющие: родительский взнос, бочку с огурцами да председателя колхоза - если он еще не обанкротился. «Тройка», как может, тянет воз, да только и оценку за свои старания она получает такую же. До пятерки еще ох как далеко.
И еще. Прямо на входе в Воздвиженскую школу несколько лет назад местные мастера установили деревянного домового по имени Кузя. Говорят, он волшебный: если погладить его по носу и мысленно попросить о чем-нибудь, желание сбудется. Ни один ученик не пойдет на экзамен, не договорившись с ним, – такая в школе традиция. Покидая здание, участники заседания как бы шутя поддержали ритуал. О чем они просили домовенка, догадаться несложно.