А сколько у меня еще осталось песен!
Eго нередко, но ошибочно представляют «бывшим солистом группы «Белый орел». Но Добронравов работал с этим коллективом как музыкальный продюсер. Ошибка, впрочем, объяснима. Ведь именно «Белый орел» прославил композитора исполнением знаменитого шлягера «Как упоительны в России вечера». С «Белым орлом» была связана значительная часть жизни Александра. До этого успел поработать в группах «Веселые ребята», «Браво», готовил концертную программу «самому крупному человеку российской эстрады» Сергею Крылову. Сегодня автор популярных мелодий сам выходит на сцену в роли певца, а свою концертную программу назвал так же, как и свою «фирменную» песню. С нее он начинает выступление и ею же завершает, и то, и другое неизменно вызывает восторг публики, откликающейся на «Вечера…» шумными возгласами одобрения.
- Хоть меня пока мало знают как исполнителя, зато давно называют народным композитором России! – шутит Александр. И признает, что шлягером «Вечера…» стали благодаря первому исполнителю Владимиру Жечкову. – Если бы я их первым спел, не уверен, что песня стала бы такой популярной…
Нельзя, однако, считать, что в исполнении «Вечеров…» композитора полностью заслонил Жечков. Да, мы привыкли к их звучанию в его интерпретации, ставшей почти классической. Но это ведь не исключает возможности новых аранжировок? Добронравов хоть и старается выдерживать интонации, заданные Жечковым (публика помнит!), тем не менее, конечно, поет песню по-своему. Можно по-разному относиться к вокальным данным композитора, но в сценической самостоятельности ему не откажешь.
Впрочем, и как автор Добронравов имеет солидный набор признаний и дипломов. Он неоднократный лауреат телевизионного конкурса «Песня года», обладатель премий «Овация» и «Золотой граммофон», а совсем недавно получил одну за другой две награды – медаль «За служение искусству» от правительства Москвы и орден Михаила Ломоносова от Министерства обороны РФ! Успех приносят и композиторский талант, и выбор авторов текстов из числа лучших, признанных наших поэтов-песенников – М. Танич, Л. Рубальская, С. Осиашвили. С последним из названных создана, кстати, ставшая нынче нашим краевым шлягером песня о Ставрополье, вызывающая у публики не менее восторженную реакцию, чем «Вечера…». Она появилась как результат многолетней дружбы А. Добронравова с известными ставропольскими деловыми людьми, и эти добрые человеческие отношения, видимо, спасли песню от «дежурных», «заказных» интонаций.
Зная историю создания главного (пока) произведения Добронравова (а родились «Вечера…» за океаном), не могу не спросить, как и почему он оказался в середине 90-х годов в Америке и что это дало для его творчества.
- В 94-м году мы поехали с Сергеем Крыловым записывать пластинку на лучшую студию мира «Хит Фэктори». я – музыкальным продюсером, это была моя первая заграница. Через год снова Нью-Йорк, на студию, где когда-то первую песню записывал сам Элвис Пресли. Вот в каких местах мы работали! А потом мне предложили там остаться. Записал на Брайтон-Бич песню «Ромашки для Наташки». Я ведь там в основном с русскими общался. Так и застрял на полтора года в Америке.
Конечно, это время привнесло значительные перемены в жизнь, причем даже в личную. Александр вспоминает, что он и внешне сильно изменился: по возвращении в Россию знакомые не узнавали. Непривычным был не только облик похудевшего на 18 кг композитора. Удивил его выход на сцену в качестве солиста. Раньше-то всегда был в составе какой-то группы. А тут сам запел... Собственно, голос у него был всегда. И пришел момент, когда быть композитором ему показалось мало.
- Мне нравится сцена, я чувствую в себе исполнительский потенциал, я хочу сам донести людям песню так, как я ее понимаю!
Что ж, примеров тому много, всем знакомы поющие композиторы – Николаев, Газманов, Антонов, Градский, Добрынин…Теперь в эту обойму входит Александр Добронравов, причем входит смело, ищет свой образ, свой стиль общения с публикой. Как у него это получается – решает каждый конкретный зритель. Во всяком случае, в Ставрополе ему отвечали аплодисментами не просто вежливыми, а явно одобрительными.
Своим «учителем» в широком смысле слова Александр называет… Пола Маккартни. Но собственную дорогу в искусстве, на эстраде он определяет сам. Да еще родители много советуют, хотя профессионально не имеют отношения к музыке: отец – преподаватель вуза, мать – экономист. Обычная семья служащих.
- Корни у меня по папиной линии - русские, а по маминой – украинские. Поэтому мне по-человечески особенно близка тема новой моей песни «Арбузы-гарбузы», в ней за шутливой формой просматривается вполне серьезная и актуальная мысль абсурдности разделения братских славянских народов…
Действительно, слушая эту песенку, вроде бы такую «танцевальную» по мелодии, каждый нормальный славянин откликается на ее смысловое содержание: «А между нами пограничные столбы, а мы ведь вроде бы не ссорились с тобой…». Добронравов вообще стремится к «осмысленным» текстам. (А ведь нынче стольким эстрадникам так не хватает ни мелодии, ни смысла!) «Арбузы…» он сделал на стихи Михаила Танича, с которым сейчас готовит новую большую программу «Мужики как мужики», названную, как и одна из песен будущего альбома. Захотелось обозначить настоящую мужскую позицию.
- Мужское начало – не просто делать детей или бить по лицу, но ориентироваться в жизни, ставить задачи и их решать. Мужики – слово хоть и сленговое, но очень точно отражает суть. Альбом вырисовывается близким по духу к шансону, хотя вообще-то я себя шансонщиком не считаю.
При этом Добронравов не скрывает и присутствия здорового коммерческого начала в своем творчестве. Да и как иначе? Такая у него работа. Живет в нем и вполне естественное желание стать признанным исполнителем, а не «автором одной песни». Но в то же время он продолжает писать и для других, уже давно признанных солистов, таких, как Леонтьев, Малинин. С Жечковым жизнь развела, хотя, наверное, можно бы сделать больше. Не обходится и без каких-то заказов, вроде гимна к 300-летию Санкт-Петербурга или гимна для СПС. И их Александр рассматривает как работу, а не политические убеждения и пристрастия. Заказ есть заказ. Особенно, если он исходит от хорошего знакомого по имени «Алик Кох», бывшего начальником предвыборного штаба правых.
- Мне они просто симпатичны. Вот Газманов написал гимн для Единой России, а мы с Симоном Осиашвили для СПС. Проиграли они не из-за того, что я написал эту песню, как некоторые думают. Песня получилась отличная, она живет, недаром наш слоган «Россия, ты права» взяли девизом партии.
Уровень современной российской эстрады, о которой сегодня много плохого говорят, Добронравов оценивает с осторожным оптимизмом и одновременно скепсисом много повидавшего профессионала. Считает, что сегодня она серьезно монополизирована. Сам ни в какие кланы и концерны не входит. Почему? «Может, я никому не нужен?» (смеется). Да нет, просто он самодостаточен:
- Считаю себя конкретным частным лицом, немало сделавшим для страны своими песнями. На этой собственной базе я сегодня строю свою жизнь, свою музыкальную политику в творчестве и шоу-бизнесе. Никого не ругаю, а просто занимаю свое место «в строю».
Но кто-то же должен регулировать ситуацию на эстраде или это, по нынешним меркам, нехорошо, недемократично? Надо же как-то поднимать масскульт…
- Все регулируют СМИ, - полагает Добронравов (имея в виду главные «кнопки» каналов). - Есть концертные агентства, которые «раскручивают» исполнителей - типа «фабрикантов», - а те отдают потом им основной доход. Это бизнес, и тут не стоит витать в облаках… Да, с «фабрикантами», конечно, явный перебор. Слишком много исполнителей, а поют по-настоящему единицы. При том, что у нас очень большая страна и работы всем хватит! Я за то, чтобы концерт был интересен, чтобы люди радовались и чтобы была смена артистов на эстраде. А пока что на «России» – одни и те же лица постоянно. Их и тусуют. Многовато Коли Баскова… А если из регионов приезжают ребята, то очень скоро представляют уже не регион, а только сами себя и опять работают на Останкино, на Москву, на те компании, которые вложили в них деньги.
Подобно многим другим современным исполнителям, Добронравов сам не только поет, но и ведет концерт. Много общается с публикой, шутит, делится какими-то подходящими к случаю воспоминаниями, всячески разогревая зал, приглашая на сцену желающих спеть либо сплясать. Думаю, зал театра драмы еще не видел такого импровизированного «данс-дуэта» из двух смелых ставропольчанок, помогавших Добронравову в исполнении его «Ромашек». Получив в подарок от композитора его диски, почтенные на вид матроны, похоже, склонны были еще станцевать с таким милым, обаятельным и привлекательным кавалером… Публика тем временем была счастлива: знай наших!
«Добрый вечер», «Крик на морском берегу», «Осень – золотые листопады», «Небеса не могут ждать», «Одинокая волчица», «Красивые женщины», привезенная из Америки(!) «Россиюшка», «Исповедь русского офицера»… Два отделения концерта вместили в себя немало разных творений Добронравова. С особым чувством спел он свою трогательную «Дочку», признавшись, что посвятил ее двухлетней дочурке. А всего у него четверо детей, кстати, старший сын, 24-летний Даниил, находился тут же в зале, за режиссерским пультом. А еще в тот день оказалась именинницей жена Александра – Лена, получившая на свое 35-летие от мужа в подарок новую «Тойоту». Между прочим, Лена – бывшая модель, «Мисс-Сочи-89», сегодня ее основное звание – супруга композитора. Все эти семейные подробности Добронравов выложил публике с обезоруживающей откровенностью, и это, несомненно, еще более утеплило атмосферу: зрителю приятно увидеть в знаменитом госте «просто человека».
- Работа доставляет мне огромное удовольствие и, как видите, приносит неплохие дивиденды, - улыбается Александр. - Быть успешным хорошо, но главное – удержать успешность. Вот это самое сложное!

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
