А сколько у меня еще осталось песен!
Eго нередко, но ошибочно представляют «бывшим солистом группы «Белый орел». Но Добронравов работал с этим коллективом как музыкальный продюсер. Ошибка, впрочем, объяснима. Ведь именно «Белый орел» прославил композитора исполнением знаменитого шлягера «Как упоительны в России вечера». С «Белым орлом» была связана значительная часть жизни Александра. До этого успел поработать в группах «Веселые ребята», «Браво», готовил концертную программу «самому крупному человеку российской эстрады» Сергею Крылову. Сегодня автор популярных мелодий сам выходит на сцену в роли певца, а свою концертную программу назвал так же, как и свою «фирменную» песню. С нее он начинает выступление и ею же завершает, и то, и другое неизменно вызывает восторг публики, откликающейся на «Вечера…» шумными возгласами одобрения.
- Хоть меня пока мало знают как исполнителя, зато давно называют народным композитором России! – шутит Александр. И признает, что шлягером «Вечера…» стали благодаря первому исполнителю Владимиру Жечкову. – Если бы я их первым спел, не уверен, что песня стала бы такой популярной…
Нельзя, однако, считать, что в исполнении «Вечеров…» композитора полностью заслонил Жечков. Да, мы привыкли к их звучанию в его интерпретации, ставшей почти классической. Но это ведь не исключает возможности новых аранжировок? Добронравов хоть и старается выдерживать интонации, заданные Жечковым (публика помнит!), тем не менее, конечно, поет песню по-своему. Можно по-разному относиться к вокальным данным композитора, но в сценической самостоятельности ему не откажешь.
Впрочем, и как автор Добронравов имеет солидный набор признаний и дипломов. Он неоднократный лауреат телевизионного конкурса «Песня года», обладатель премий «Овация» и «Золотой граммофон», а совсем недавно получил одну за другой две награды – медаль «За служение искусству» от правительства Москвы и орден Михаила Ломоносова от Министерства обороны РФ! Успех приносят и композиторский талант, и выбор авторов текстов из числа лучших, признанных наших поэтов-песенников – М. Танич, Л. Рубальская, С. Осиашвили. С последним из названных создана, кстати, ставшая нынче нашим краевым шлягером песня о Ставрополье, вызывающая у публики не менее восторженную реакцию, чем «Вечера…». Она появилась как результат многолетней дружбы А. Добронравова с известными ставропольскими деловыми людьми, и эти добрые человеческие отношения, видимо, спасли песню от «дежурных», «заказных» интонаций.
Зная историю создания главного (пока) произведения Добронравова (а родились «Вечера…» за океаном), не могу не спросить, как и почему он оказался в середине 90-х годов в Америке и что это дало для его творчества.
- В 94-м году мы поехали с Сергеем Крыловым записывать пластинку на лучшую студию мира «Хит Фэктори». я – музыкальным продюсером, это была моя первая заграница. Через год снова Нью-Йорк, на студию, где когда-то первую песню записывал сам Элвис Пресли. Вот в каких местах мы работали! А потом мне предложили там остаться. Записал на Брайтон-Бич песню «Ромашки для Наташки». Я ведь там в основном с русскими общался. Так и застрял на полтора года в Америке.
Конечно, это время привнесло значительные перемены в жизнь, причем даже в личную. Александр вспоминает, что он и внешне сильно изменился: по возвращении в Россию знакомые не узнавали. Непривычным был не только облик похудевшего на 18 кг композитора. Удивил его выход на сцену в качестве солиста. Раньше-то всегда был в составе какой-то группы. А тут сам запел... Собственно, голос у него был всегда. И пришел момент, когда быть композитором ему показалось мало.
- Мне нравится сцена, я чувствую в себе исполнительский потенциал, я хочу сам донести людям песню так, как я ее понимаю!
Что ж, примеров тому много, всем знакомы поющие композиторы – Николаев, Газманов, Антонов, Градский, Добрынин…Теперь в эту обойму входит Александр Добронравов, причем входит смело, ищет свой образ, свой стиль общения с публикой. Как у него это получается – решает каждый конкретный зритель. Во всяком случае, в Ставрополе ему отвечали аплодисментами не просто вежливыми, а явно одобрительными.
Своим «учителем» в широком смысле слова Александр называет… Пола Маккартни. Но собственную дорогу в искусстве, на эстраде он определяет сам. Да еще родители много советуют, хотя профессионально не имеют отношения к музыке: отец – преподаватель вуза, мать – экономист. Обычная семья служащих.
- Корни у меня по папиной линии - русские, а по маминой – украинские. Поэтому мне по-человечески особенно близка тема новой моей песни «Арбузы-гарбузы», в ней за шутливой формой просматривается вполне серьезная и актуальная мысль абсурдности разделения братских славянских народов…
Действительно, слушая эту песенку, вроде бы такую «танцевальную» по мелодии, каждый нормальный славянин откликается на ее смысловое содержание: «А между нами пограничные столбы, а мы ведь вроде бы не ссорились с тобой…». Добронравов вообще стремится к «осмысленным» текстам. (А ведь нынче стольким эстрадникам так не хватает ни мелодии, ни смысла!) «Арбузы…» он сделал на стихи Михаила Танича, с которым сейчас готовит новую большую программу «Мужики как мужики», названную, как и одна из песен будущего альбома. Захотелось обозначить настоящую мужскую позицию.
- Мужское начало – не просто делать детей или бить по лицу, но ориентироваться в жизни, ставить задачи и их решать. Мужики – слово хоть и сленговое, но очень точно отражает суть. Альбом вырисовывается близким по духу к шансону, хотя вообще-то я себя шансонщиком не считаю.
При этом Добронравов не скрывает и присутствия здорового коммерческого начала в своем творчестве. Да и как иначе? Такая у него работа. Живет в нем и вполне естественное желание стать признанным исполнителем, а не «автором одной песни». Но в то же время он продолжает писать и для других, уже давно признанных солистов, таких, как Леонтьев, Малинин. С Жечковым жизнь развела, хотя, наверное, можно бы сделать больше. Не обходится и без каких-то заказов, вроде гимна к 300-летию Санкт-Петербурга или гимна для СПС. И их Александр рассматривает как работу, а не политические убеждения и пристрастия. Заказ есть заказ. Особенно, если он исходит от хорошего знакомого по имени «Алик Кох», бывшего начальником предвыборного штаба правых.
- Мне они просто симпатичны. Вот Газманов написал гимн для Единой России, а мы с Симоном Осиашвили для СПС. Проиграли они не из-за того, что я написал эту песню, как некоторые думают. Песня получилась отличная, она живет, недаром наш слоган «Россия, ты права» взяли девизом партии.
Уровень современной российской эстрады, о которой сегодня много плохого говорят, Добронравов оценивает с осторожным оптимизмом и одновременно скепсисом много повидавшего профессионала. Считает, что сегодня она серьезно монополизирована. Сам ни в какие кланы и концерны не входит. Почему? «Может, я никому не нужен?» (смеется). Да нет, просто он самодостаточен:
- Считаю себя конкретным частным лицом, немало сделавшим для страны своими песнями. На этой собственной базе я сегодня строю свою жизнь, свою музыкальную политику в творчестве и шоу-бизнесе. Никого не ругаю, а просто занимаю свое место «в строю».
Но кто-то же должен регулировать ситуацию на эстраде или это, по нынешним меркам, нехорошо, недемократично? Надо же как-то поднимать масскульт…
- Все регулируют СМИ, - полагает Добронравов (имея в виду главные «кнопки» каналов). - Есть концертные агентства, которые «раскручивают» исполнителей - типа «фабрикантов», - а те отдают потом им основной доход. Это бизнес, и тут не стоит витать в облаках… Да, с «фабрикантами», конечно, явный перебор. Слишком много исполнителей, а поют по-настоящему единицы. При том, что у нас очень большая страна и работы всем хватит! Я за то, чтобы концерт был интересен, чтобы люди радовались и чтобы была смена артистов на эстраде. А пока что на «России» – одни и те же лица постоянно. Их и тусуют. Многовато Коли Баскова… А если из регионов приезжают ребята, то очень скоро представляют уже не регион, а только сами себя и опять работают на Останкино, на Москву, на те компании, которые вложили в них деньги.
Подобно многим другим современным исполнителям, Добронравов сам не только поет, но и ведет концерт. Много общается с публикой, шутит, делится какими-то подходящими к случаю воспоминаниями, всячески разогревая зал, приглашая на сцену желающих спеть либо сплясать. Думаю, зал театра драмы еще не видел такого импровизированного «данс-дуэта» из двух смелых ставропольчанок, помогавших Добронравову в исполнении его «Ромашек». Получив в подарок от композитора его диски, почтенные на вид матроны, похоже, склонны были еще станцевать с таким милым, обаятельным и привлекательным кавалером… Публика тем временем была счастлива: знай наших!
«Добрый вечер», «Крик на морском берегу», «Осень – золотые листопады», «Небеса не могут ждать», «Одинокая волчица», «Красивые женщины», привезенная из Америки(!) «Россиюшка», «Исповедь русского офицера»… Два отделения концерта вместили в себя немало разных творений Добронравова. С особым чувством спел он свою трогательную «Дочку», признавшись, что посвятил ее двухлетней дочурке. А всего у него четверо детей, кстати, старший сын, 24-летний Даниил, находился тут же в зале, за режиссерским пультом. А еще в тот день оказалась именинницей жена Александра – Лена, получившая на свое 35-летие от мужа в подарок новую «Тойоту». Между прочим, Лена – бывшая модель, «Мисс-Сочи-89», сегодня ее основное звание – супруга композитора. Все эти семейные подробности Добронравов выложил публике с обезоруживающей откровенностью, и это, несомненно, еще более утеплило атмосферу: зрителю приятно увидеть в знаменитом госте «просто человека».
- Работа доставляет мне огромное удовольствие и, как видите, приносит неплохие дивиденды, - улыбается Александр. - Быть успешным хорошо, но главное – удержать успешность. Вот это самое сложное!