Дом, осененный благодатью
-По сути дела, это была типичная русская усадьба, представлявшая собой своеобразный феномен национального духа, особый художественный и культурный мир, - рассказывает Валентина Петровна. - Это – внешне. А содержательная сторона вообще уникальна. Чтобы понять это, нужно оглянуться далеко в прошлое…
Тогда в Кисловодске было принято встречать гостей в специальных гостевых домах. История гостевых домов берет свое начало в истории дореволюционного Петербурга. Столичная знать, обожавшая Кисловодск, и принесла в город этот обычай. Первые архитекторы Кисловодска также были петербуржцы, что не могло не отразиться на облике возводимых дачных усадеб и присутственных мест. Много было построено здесь по линии военного ведомства. Постоянные клиенты здравниц хотели видеть этакую южную Пальмиру в миниатюре, привычную их вкусу и образу жизни. Хотя модерн южных городов России, считают профессионалы, все же выгодно отличается от северной чопорности и холодной торжественности неповторимо милым уютом и поэзией природы.
Все это Валентина Имтосими узнала, исследуя историю курортов, жизнь связанных с ними многих исторических лиц России. Она принимала активное участие в создании Дачи-музея Шаляпина, много ездила по стране в поисках нужных документов и материалов. Тогда-то исподволь начала зарождаться идея гостевого дома. А поскольку бывший дом Агафонова, так заинтересовавший необычной своей судьбой Валентину Петровну, находится в ведении военных, к ним и обратилась она со своей идеей. К счастью, нашлись среди них люди, понявшие ее и поддержавшие. Тогда, в начале 90-х годов, в стране резко ощущался духовный дефицит. Особенно неспокойно стало на Кавказе. Кисловодск, где прежде бывало столько народа со всей страны, вдруг – по понятным причинам – сделался невостребованным. Сюда просто боялись ехать… Нужен был именно такой Дом. И он появился. Теперь здесь, «у Имтосими», собираются люди разных национальностей, говорят о нашей истории, поднимают бокалы за мир и дружбу. Да, бокалы, потому что, возрождая старинный гостевой дом, нельзя было обойти стороной и такую его составляющую, как угощение. Валентина Петровна убеждена, что языком искусства и… кухни можно объединить людей. И ей удается совместить, казалось бы, несовместимое: в гостиных «Благодати» театрализованное представление сменяется общей трапезой, также сопровождаемой познавательными экскурсами в прошлое народов.
- Изучая город, я поняла, что дом Агафонова - единственная усадьба, которая может дать представление, каким было салонное общение в Кисловодске в прошлом столетии. Показать аристократизм нашего города.
Впрочем, сводить содержание «Благодати» лишь к салону и аристократизму было бы слишком узко. Здесь в том или ином виде проводится не новая, но жизненно важная для нас идея добрососедства народов. Без политики. Языком творчества. В том числе, например, через традиционное для Юга России виноделие. В 1995 году Имтосими собрала в театре женщин-виноделов со всех регионов Кавказа, чтобы провести фестиваль «Соединим сердца и бокалы за мир и дружбу на Кавказе». А уже шли военные действия в Чечне... На таком грозном фоне встреча предпринимательниц и мастеров виноделия приобрела совершенно особое звучание. И сейчас нередко приходят к Валентине Петровне гости Кисловодска с предложениями о сотрудничестве. Например, задумали в «Благодати» возродить старинные местные «кунацкие» – дружеские вечера, бытовавшие у кавказцев издавна. На одном из них пройдет, например, презентация сборника чеченской поэтессы.
А еще коллектив «Благодати» участвует в подготовке к выпуску журнала об уникальном Кисловодском парке – единственном горном лечебном парке, не имеющем аналогов в мире. Высочайшая ионизация здешнего воздуха благодаря близко залегающим пластам нарзана так подправляет формулу крови! Об истории создания и развития парка никто лучше музейщиков-краеведов, конечно, не расскажет.
Сценический репертуар театра-музея строится исключительно на документальной основе. И, добавлю, неутомимой творческой инициативе. Сколько сил душевных вложено в представленную нынешним летом программу, посвященную нашей необыкновенной соотечественнице, живущей за рубежом, Анне Марли. Помимо поисков нужных материалов в архивах и музеях, Валентина Имтосими дважды побывала минувшей весной... где бы вы думали? На Аляске. Там сегодня нашла пристанище Анна Марли, прославленная русская певица 40-50-х годов прошлого века, известная как автор гимна Французского Сопротивления. В Кисловодск привезла Валентина Петровна щедрые дары – личные вещи и книги Анны Юрьевны. А в следующем году мечтает привезти сюда и саму легендарную исполнительницу, сделать это нынче не позволило ее здоровье, все-таки возраст солидный – 88 лет, но разум замечательно светлый, молодой.
- Ах, какая это женщина, если б вы знали! – восхищается Валентина Петровна. – Прожив почти всю жизнь во Франции, где ее просто боготворили, на Аляску поехала с друзьями Голицыными: не хотела чтобы почитатели во Франции видели ее стареющей. О ней, кстати, сделал прекрасный фильм Никита Михалков. А свою книгу она назвала «Певец свободы». И не кому-нибудь, а именно нам передала права издавать ее мемуары и записи на пластинках! Анна Юрьевна живет мечтой побывать в любимой ею России.
Среди героев программ об исторических личностях – писатели Тютчев и Толстой, певец Шаляпин, балерина Кшесинская, адмирал Колчак и целый ряд других, так или иначе имеющих отношение к Кавказу людей. Таких звучных имен в проектах «Благодати» еще немало.
Воплотить эти проекты помогает сложившийся в театре-музее дружный коллектив актеров-единомышленников во главе с художественным руководителем Эдуардом Стадниченко, за плечами которого большой опыт оперного солиста. Вокруг него подобралась сегодня хорошая вокальная школа. А вот с драматической составляющей еще нужно поработать, хотелось бы найти постоянного режиссера-профессионала, но это сделать непросто. Хотя все актеры здесь отличаются удивительным вдохновением, а энтузиазмом близки В. Имтосими. Глядя на них, начинаешь думать, что эти люди работают как бы даже и не за деньги, настолько им самим все это нравится. Вообще же театр, естественно, весьма затратное учреждение, признается В. Имтосими.
- Я убедилась, что в России театры самостоятельно не могут существовать. Всегда они были дотационные. Очень нелегко бывает сводить концы с концами. Много приходится ездить по командировкам. Нужно содержать и артистов, и высококлассных поваров, и обслуживающий персонал… А цены на билеты поднимать не хотим, потому что стремимся работать для широкой публики.
Среди посетителей «Благодати» - и отдыхающие, и местные жители, есть уже и завсегдатаи. И вовсе нет в народе такого отношения, что все тут «только для богатых». Здесь все – «для понимающих»: понимающих нашу большую историю, наше искусство, наши обычаи и традиции. Огромным успехом пользуются «благодатные» русские чаепития, вечера отдыха с такими вот «домашними» названиями – «Посидим, друзья, у самовара!», «Конфетки-бараночки, мармелады, прянички…». Эти вечера поклонники театра называют музыкальной терапией, а сам театр – храмом души.
Вслушиваюсь в это старое доброе слово – благодать, не устаю восхищаться смысловой наполненностью, духовным богатством русского языка. Вспомните: если на дворе хорошая погода, мы говорим – благодать! Здесь, в старинном особняке, в любое время года прогноз погоды неизменный – теплота и сердечность встречают каждого у порога. И состоит «благодать» из двух равновеликих корней – «благо» и «дать». Дать всем нам благо желают в этом доме. Доме, осененном благодатью.