00:00, 7 октября 2005 года

Вода - нa политический костер

Вчера в Кочубеевском районе была достроена основная нитка водопровода, предназначенного для четырех хуторов Новодеревенского сельсовета.

Всего за одну неделю на Ставрополье проложили трубопровод, строительство которого тянулось два года.

На очереди – реконструкция очистных сооружений, водозабора и прокладка резервной нитки. Напомним, что во время «прямой линии» президент России пригрозил ставропольскому губернатору, что не предложит его кандидатуру, пока тот не решит проблем с водой в одном из хуторов.

Итак, вода пришла. Губернатор доволен. Народ – тоже.

А президент? А у него сегодня день рождения.

* * *

Как уже сообщалось, первая капля из новой трубы оросила землю вечером 5 октября. Дело было так.

- Давление есть, вода сюда идет, - сделал вывод Александр Черногоров, нажав на рычаг свежеустановленной колонки на окраине хутора Харьковского Кочубеевского района. Собравшийся народ зашумел. К моменту приезда губернатора здесь, рядом с трассой, в ожидании первой капли хуторяне простояли уже около двух часов, но разве это время для тех, кто блага цивилизации ждет всю жизнь.

- Пошла! – радостно сообщил губернатор и расцвел.

- Ура! Дождались! – зааплодировали хуторяне, но как-то не дружно. Многие понимали: мутная вода, вырвавшаяся из колонки, - это лишь полдела. «За километр от центра хутора никто за водой ходить не будет, - говорил народ, - потому что в каждом дворе есть бассейн с привозной». Трехкубовой бочки хватает на месяц, но стоит она 190 рублей. Сумма внушительная, учитывая скромные сельские пенсии примерно в полторы-две тысячи рублей, а пенсионеры здесь составляют 80 процентов населения.

- Мы всегда экономим, и воду, не поверите, даже с неба собираем, - говорит председатель совета самоуправления х. Харьковского Ольга Агапитова. - Когда идут дожди, нам хорошо, а вот когда четыре летних месяца их совсем не было – жили очень тяжело.

Так что дожидаться поуличной разводки здесь, конечно, будут с нетерпением. То же самое касается и остальных трех хуторов Новодеревенского сельсовета, вошедших в проект водоснабжения, - Маковский, Новородниковский и знаменитый Дегтяревский, откуда и прозвучал вопрос президенту во время «прямой линии». Первая вода дошла сюда в течение вчерашнего дня, но к употреблению она станет пригодна только через двое-трое суток, когда трубы промоют и прохлорируют, а также проведут необходимые химические и бактериологические анализы.

Выяснилось также, что обиженным оказался хутор Воротниковский. Он входит в тот же сельсовет, но там нет не только водопровода, но и газопровода, и телефона. «Дом горел, пожарных не могли вызвать, «скорая помощь» к нам бесплатно не выезжает, а единственный магазин работает один час, да и то через день», - жалуется Любовь Романова, приехавшая с Воротниковского специально для того, чтобы рассказать о хуторских бедах губернатору. Требуют хуторяне также восстановить дорогу, которая в течение недели была полностью разбита КамАЗами, подвозившими материалы для строительства нового трубопровода, того самого, от которого Воротниковский оказался в стороне. Не попал в проект.

Общая же протяженность «политического» объекта составляет 33 километра. Опасения по поводу того, что воды не хватит на все подключенные к трубе (ее диаметр 326 мм) населенные пункты, безосновательны, отмечают специалисты. Работа на стройке года кипела и днем, и ночью. Сюда были брошены силы 15-ти подразделений государственного унитарного предприятия «Ставрополькрайводоканал», фирмы «Кредо», других организаций, задействованы десятки единиц техники. Больше сотни людей копали траншеи, делали сварку полиэтиленовых труб, закупленных сразу на четырех заводах, устанавливали накопительные емкости и емкости сброса давления и так далее. Многие не спали сутками. В необычных условиях работали проектировщики.

- Обычно мы сначала все обследуем, затем делаем на бумаге, и только потом к делу приступают строители, - говорит директор института «Ставропольагропромпроект» Валентин Фастовец. - Здесь же мы рисовали прямо на земле, выехав почти всем институтом. С помощью теодолитов разбивали трассу, выставляли колышки и сразу же выдавали строителям задание относительно диаметра и глубины, где поставить колодцы, емкости и так далее. При советской власти это был обычный стиль работы, потом он был немного подзабыт, и вот сейчас пришлось вспомнить старое.

- Спешка, с которой строится водопровод, не отразится на качестве? – спрашиваю.

- Нет, - говорит В. Фастовец. – Ход работ контролируют и архстройнадзор, и технадзор.

А также - партия «Единая Россия», которая уверена, что сделанный на скорую руку водопровод не выдержит первых же морозов. Специалисты считают иначе.

- Трубы проложены на глубине 1 метр 20 сантиметров, а глубина промерзания составляет 80 сантиметров, - сообщил корреспонденту «СП» вице-премьер, министр ЖКХ, строительства и архитектуры края Александр Орешков.

Народ далек от политики, поэтому многие жители Новодеревенского сельсовета (и, в частности, сама Людмила Караченцева, дважды задававшая В. Путину вопрос о воде) тоже считают, что не стоило гнать лошадей. А как сообщил нам главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Александр Коробейников, начатое дело губернатору предстоит довести до конца - в срок до 1 января 2006 года сделать разводящие сети. Кроме главного федерального инспектора, на показательном пуске «президентской» воды присутствовали другие высокопоставленные лица, включая членов краевого правительства. А также – специально приехавший из Москвы представитель Главного контрольного управления президента. Именно этой структуре наравне с полномочными представителями президента как раз и подотчетны российские губернаторы.

В любом случае водопровод за неделю - это техническая победа прежде всего команды «Ставрополькрайводоканала» во главе с Николаем Хадзакосом. И политическая – Александра Черногорова. Осталось дождаться наград.