00:00, 30 сентября 2005 года

Дехтяревская труба

Людмила Александровна из-за того, что славе этой не рада, поначалу даже наотрез отказалась разговаривать с приехавшими к ней журналистами (вместе с нами были коллеги из «Комсомольской правды» и «Вечернего Ставрополя», а накануне приезжали телевизионщики). Да и как же тут радоваться, если с водой на хуторе все те же проблемы, а перед нашим визитом звонили Людмиле Александровне из районной прокуратуры – приглашали на беседу все по тому же поводу. Общения с правоохранниками удалось избежать, сославшись на то, что на днях внучка родилась и невестка в роддоме. А тут корреспонденты нагрянули. Вот и гадай теперь – то ли курицу варить, чтоб невестке отвезти, то ли интервью давать.

Впрочем, за чужими спинами Л. Караченцева никогда не пряталась и за слова свои всегда была готова отвечать. Такой уж у нее характер, не зря же долгие годы руководила колхозной овощеводческой бригадой, избиралась членом райкома КПСС. Да и теперь, когда вышла на пенсию, не до покоя: земляки избрали ее депутатом районного совета, продолжает она оставаться и членом партии, теперь, правда, «Единой России».

Поначалу без особой охоты, а потом все более и более энергично рассказывает Л. Караченцева о том, что же побудило ее обратиться к президенту. Дело в том, что нормальной питьевой воды на Дехтяревском не было никогда. Был водопровод, качавший из Кубани так называемую техническую воду. Ее вначале отстаивали, потом кипятили, потом остужали. И только после всех этих процедур такую воду можно было пить, варить из нее борщи или заваривать чай. Такие же беды с водой на всех соседних хуторах: Харьковском, Новородниковском, Новокубанском, Маковском. И в соседней Новой Деревне, и в селе Ивановском те же проблемы. А наводнение 2002 года смыло и тот водозабор (на снимке внизу) с насосной станцией на Кубани. Правда, Дехтяревскому в период разлива повезло, большая вода обошла хутор стороной. В отличие от соседнего – Новокубанского. Его затопило. А всех жителей переселили в Дехтяревский, отстроив за государственный счет для них здесь целую улицу новых домов, которую назвали Новокубанской. Что касается питьевой или технической воды – нет ее здесь ни в новых домах, ни в старых.

И тогда во время «прямой линии» с президентом в 2003 году Людмила Александровна задала свой первый вопрос через телекамеру, установленную на центральной площади Ставрополя. В. Путин обещал помочь. Только где ж ему уследить за всеми своими подчиненными – примерно так понимает Л. Караченцева тот факт, что питьевая вода в хуторе до сих пор не появилась. И потому в нынешнем году она обратилась к президенту еще раз. А память у президента крепкая, поэтому, наверное, он так и ответил – про воду и кандидата на пост губернатора.

О том, что с водой в Дехтяревском большая проблема, можно судить и по виду пожухлых веток фруктовых деревьев, и по понурому виду местных гусей, бредущих по улицам.

- Как же вы тут живете? – спрашиваю мужа Л. Караченцевой Алексея Алексеевича.

- Так и живем, - указывает он на две большие емкости во дворе. – За цистерну питьевой воды платим по 200 рублей. А сколько она будет стоить после последнего подорожания бензина – даже не знаем.

Еще в Дехтяревском можно добыть воду из колодцев. Но она тут горько-соленая. Даже коровы такую пить не хотят. Но в летнюю жару приходится – а куда ж им деваться! А когда этой водой поливают огороды, на почве остается беловатый налет от высохших солей. В общем, как в песне поется: «Всем известно, без воды – ни туды и ни сюды…». Только песня эта веселая, а на хуторе сейчас не до веселья. Еще и потому, что нынешняя летняя засуха высушила здесь даже колодцы. Воду теперь возят на тележках из реки. От дома Караченцевых это примерно с километр. От других домов и подальше.

- Ладно, у меня дед здоровый, он воду возит. А рядом бабулька живет. Она одна-одинешенька. Забыла, наверное, когда мылась последний раз, - рассказывает о своих и чужих бедах одна из хуторянок, пришедшая пообщаться с приезжими журналистами.

В общем, вся надежда сейчас на то, что власть выделит дополнительные водоводы и не будет поднимать цены на привозную воду. И на президента теперь, конечно, очень надеются.

Весть о том, что на следующий день после «прямой линии» с президентом на окраине хутора начал работать экскаватор, разнеслась по Дехтяревскому почти мгновенно. Решили и мы посмотреть. Да, работает, роет траншею. Однако, как объяснил Б. Рогожин, главный инженер фирмы «Кредо», которой принадлежит техника, водовод этот – до Новой Деревни. Работы по водоснабжению Дехтяревского и соседних хуторов пока (в первой половине дня 28 сентября. -А.З.) не начались. Правда, Рогожин рад уже и тому, что после прямого эфира президента и вопроса, заданного ему Л. Караченцевой, хоть что-то зашевелилось в здешних засушливых местах. Показал я инженеру информацию пресс-службы губернатора, пришедшую в нашу редакцию. Там сказано: «По подсчетам специалистов, стоимость восстановительных работ составит примерно 80 млн. рублей. Губернатор Александр Черногоров уже подписал приказ о выделении 50 млн. рублей, в том числе из фонда непредвиденных расходов, на скорейшее решение этого вопроса. Сейчас работы заметно активизировались. Их завершение планируется к середине октября». Б. Рогожин проявил оптимизм по поводу выделенных денег. А вот сроки… Сроки его смущают. Мало ведь один только водовод с питьевой водой до хутора довести, надо еще и разводку по улицам сделать, да еще в каждом дворе колонку поставить, а их - дворов - около трехсот в одном только Дехтяревском. Ну и соседние хутора, о которых печется депутат райсовета Л. Караченцева, тоже воды ждут.

* * *

Как рассказали в пресс-службе прокуратуры края, вызов Людмилы Караченцевой в районную прокуратуру объясняется просто: поскольку женщина сообщила, что ей что-то известно о пропаже выделенных на водопровод денег, провести проверку этого заявления и опросить ее – прямая обязанность надзорного органа.

* * *

Кстати

Жители этих двух сел Шпаковского района пожаловаться напрямую президенту России не пытались. Интересно, заметит ли их «водные» беды какая-нибудь власть?

- В нашем селе Дубовка свыше двух тысяч жителей. И большинство из них в течение длительного времени не могут пользоваться водой. Ею снабжается только часть домов главной сельской улицы - Кирова, где проживает большая часть должностных лиц, и улицы Маслова. Они имеют возможность поливать огороды и палисадники, тогда как остальные люди, в том числе немощные старики и дети, носят воду из единственной действующей в селе колонки.

Владельцы частных тракторов продают привезенную в бочках воду по 500 рублей, делая на этом бизнес. Уже долгое время нет воды и в средней школе, где обучаются около 400 детей, и в детском саду, в связи с чем он с 1 августа официально закрыт санэпидемстанцией.

В детских учреждениях вообще существует угроза возникновения кишечных инфекций, гепатита и других заболеваний из-за несоблюдения санитарных норм. Причина одна: отсутствие или недостаточное количество привезенной воды.

На этот счет было предъявлено много требований администрации села, но результатов никаких. Здесь разводят руками, расписываясь в своей несостоятельности, или невразумительно пытаются объяснить существующее положение недостатком финансирования. Администрация района в курсе проблем нашего села, но ситуация не меняется.

Несколько месяцев назад на сельском сходе, где присутствовали руководители местной и районной администраций, сообщалось о том, что на ремонт водоснабжения неоднократно выделялись большие суммы денег, но ведь воз, как говорится, и ныне там. Зато администрация села приобрела новую машину, было отремонтировано здание сельсовета.

Правительство России и сам президент в последние годы делают ставку на возрождение села, на улучшение благосостояния его жителей, а мы в XXI веке лишены элементарной возможности жить как цивилизованные люди».

* * *

«У нас такая беда: тот, кто проживает по улице Рабочая, продолжительное время круглосуточно остается без водоснабжения. Причем это происходит не первый год. Больше всего от этого страдают беспомощные старики и дети. Доходит до того, что за питьевой водой приходится идти на другую улицу или в магазин. А ведь в жаркое время года вода необходима как воздух. Наши обращения к местным властям, к руководству грачевского «Водоканала», который нас, так сказать, обслуживает, результатов не дали. Везде - только обещания и ссылки на то, что водопровод, мол, не исправен. Но ведь зимой-то он работает!

Большая просьба - помогите!»

* * *

- Любое поручение президента надо выполнять. И мы его обязательно выполним, - заявил губернатор СК Александр Черногоров в Ессентуках на пресс-конференции по окончании встречи с премьер-министром Республики Беларусь. Он напомнил, что до наводнения 2002 года для кочубеевских сел и хуторов уже строили объекты очистки и водовод. Но стихия все их уничтожила. Поэтому надо было заказать проект в институте, который бы на многие годы гарантировал качественную бесперебойную поставку питьевой воды для жителей Кочубеевского района. Этот проект недавно получили, работы ведутся. Предположение жительницы хутора, что, мол, деньги куда-то пропали, не имеет никаких оснований. Проверено: все деньги пошли на работу. Но... Цена этого вопроса сегодня – 130 миллионов рублей.

* * *

Вчера А. Черногоров, сообщила пресс-служба губернатора, заслушал отчет зампреда правительства - министра ЖКХ, архитектуры и строительства края А. Орешкова о ходе работ на хуторе Дехтяревском. Кроме ООО «Кредо», ведущего прокладку водовода, с 27 сентября к работе подключились 15 подразделений ГУП «Ставрополькрайводоканал», задействовав 11 экскаваторов, столько же автомобилей, 4 бульдозера, много другой техники и оборудования. Вся трасса водовода разбита на 6 участков, завезено более восьми километров водопроводных труб из пластика. Работы ведутся в круглосуточном режиме вахтовым методом. Водовод будет состоять из двух ниток (вторая - резервная) и сдан в установленный срок.

И. Долгоруков, В. Пахомов