Разгром боевиков. Пока - виртуальный
«Легенда» стрельб на полигоне вблизи административной границы с Чечней предельно проста: регулярные и достаточно многочисленные отряды боевиков прорвались на территорию одного из субъектов Федерации. На борьбу с ними брошены подразделения 58-й армии.
Основная часть бронетехники и орудий - уже на позициях. Готова вступить в бой пехота. До подлета авиации - чуть больше минуты. На горизонте появляются две темные точки. Стремительно приближаясь, самолеты проносятся над позициями боевиков. Бомбы наносят первое поражение силам противника. Следом в бой вступает артиллерия. Интенсивность огня невысока. Будь это реальное сражение, сотни разрывов раздавались бы ежесекундно. Скупость залпов объясняется не только экономией средств, но и мерами безопасности. Даже случайное попадание по «своим» на маневрах недопустимо.
За развитием событий на поле боя внимательно наблюдают руководитель учений генерал армии Герой России Александр Баранов, секретарь совбеза Ставрополья Василий Бондарев, военный комиссар края генерал-майор Виталий Татаренко. Командиры и их заместители, не задействованные в боевой операции, собрались здесь же, на площадке командного пункта.
Залпы артиллерии стихают, и в небе над полигоном появляются штурмовики Су-25. После пуска ракет самолеты заходят на второй круг для повторного удара по условным позициям боевиков. «Авиация из зоны поражения вышла», - звучит доклад начальнику штаба антитеррористических маневров. Раздаются новые залпы орудий. Теперь по незаконным вооруженным формированиям «работают» не только артиллерия, но и средства ведения огня прямой наводкой и противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). Удивляться здесь нечему: на учениях предусмотрено в том числе и наличие у противника бронетанковой техники. И даже авиации! ПТУРы поражают макеты БТРов бандформирований. К месту сражения на бронемашинах выдвигается пехота. По громкой связи звучит доклад об уничтожении вертолета противника.
Бой с боевиками в приграничном с Чечней районе в самом разгаре. В это время командующему войсками СКВО докладывают об успешном окончании учебных стрельб в Дагестане. Они проходили одновременно с маневрами, за ходом которых следил генерал армии Баранов. Днем ранее практическая борьба с незаконными бандформированиями в горных условиях велась в Северной Осетии.
Рокот артиллерии сменяют гул вертолетов и шипение ракет. Одну пару «вертушек» сменяет другая. После второго захода на атаку вертолеты удаляются. Поразить мишень с винтокрылой машины считается высшим пилотажем. Потому на учениях в отличие от ПТУРов, которые должны уничтожить конкретную цель, «вертушкам» позволительно попадание в определенный сектор, на котором расположена мишень.
Поравнявшись с передними позициями «своих», мотострелки спешиваются. Начинается наступление. Продвигаясь к противнику, крупнокалиберные орудия огнем поддерживают пехоту. Остатки бандформирований отступают, но еще продолжают сопротивление. Войска охватывают их с флангов и оттесняют к границе, откуда противник вторгся на территорию субъекта Федерации. Мотострелки выходят на выгодный рубеж и, захватив его, восстанавливают целостность административной границы. Задача, поставленная перед началом учебной контртеррористической операции, выполнена.
Поскольку учения считаются завершенными лишь после того, как все военнослужащие, техника и вооружение вернутся в места постоянной дислокации, говорить об итогах практической части командно-штабных маневров преждевременно. Соответствующие выводы и оценки последуют позже, после «разбора полетов». Пока же командующий войсками СКВО генерал армии Александр Баранов результатами увиденного в приграничной зоне остался доволен, чем не замедлил поделиться с журналистами. При этом он указал и на некоторые недоработки в ходе военных действий с виртуальными боевиками.
Танки, БМП, стрелковое оружие. Новых и экстраординарных образцов вооружения на учебных стрельбах не применялось. Военнослужащие обучались вести бой теми средствами, что имеются у них на вооружении сегодня. В плане технических средств единственным нововведением стали сложные мишенные схемы. Дело в том, что классический вариант размещения отрядов противника уходит в прошлое. Сложные мишенные комплексы позволяют имитировать, к примеру, противника, укрывающегося за углом здания или в засаде, засевшего на возвышенности, и многое другое.
То, что командующему 58-й армией генерал-лейтенанту Виктору Соболеву пришлось руководить антитеррористическими военными действиями в приграничном районе, где задачи очень специфические, для него стало полной неожиданностью. По словам его помощника подполковника Александра Коваля, командарм в это время должен был находиться в районе Владикавказа. Так что ему пришлось работать в совершенно новых для себя условиях. Но, несмотря на эффект неожиданности, на который и рассчитывало командование СКВО, Соболев со своей задачей справился на ура. Это по окончании стрельб отметил и Александр Баранов.
По словам и.о. начальника пресс-службы СКВО майора Андрея Бобруна, одна из основных задач как боевых маневров со стрельбой, так и командно-штабных учений в целом – тренировка слаженности действий между всеми участниками контртеррористической кампании. В маневрах задействовано до 10000 человек и свыше 1700 единиц техники. Военно-служащие и боевые машины под их управлением должны функционировать как единый механизм, где каждый занимает свое место и готов по команде выполнять поставленную задачу. Но согласованного взаимодействия только лишь подразделений 58-й армии для борьбы с незаконными бандформированиями на Юге страны недостаточно. На всем протяжении учений велась совместная работа с представителями других силовых министерств и ведомств: пограничниками, служащими Внутренних войск МВД России.
Уничтожение условных отрядов противника стало практическим закреплением теоретических вопросов, которые прорабатывались с первого дня антитеррористических маневров. Сперва обучение проходило в командных пунктах и штабах, и только на заключительном этапе – в полевых условиях, приближенных к реальным боевым, где свистят пули и разрываются смертоносные снаряды.
Как отметил в беседе с журналистами генерал армии Александр Баранов, необходимость аналогичных командно-штабных учений очевидна. Кадры подолгу на одном месте не застаиваются: постоянно сменяются военнослужащие - «срочники», идут подвижки и в офицерских рядах. В скором времени вопросы эффективного обучения воинов удастся решить за счет контрактной армии. Пока же пробелы в военных навыках солдат и офицеров необходимо устранять систематическими тренировками. На вопрос о бюджете подобных маневров командующий войсками СКВО ответил лишь, что учения дешево не стоят. При этом заявил, что проводиться они будут и впредь, да к тому же регулярно.