Экзаменационный билет на...балет
Обращение к несвойственной балетной тематике для театра оперетты было вызвано главным образом тем, что к моменту постановки подоспел второй выпуск хореографического отделения Ставропольского училища искусств, которым руководит главный балетмейстер театра Татьяна Гранатова. Это была дипломная работа молодых танцовщиков – ее воспитанников. Благо художественный руководитель театра С. Калинская согласилась на создание целостного спектакля, прямо скажем, недешевого удовольствия, учитывая специфику сказочного действа. За каких-то полтора часа спектакля герои перебираются из бабушкиной комнатушки в волшебный сад, попадают в дремучий лес, потом в царство снежной королевы… Краснодарскому художнику В. Пермякову пришлось рисовать шесть «задников», которые с калейдоскопической быстротой меняются на сцене, создавая тем самым для юных зрителей полную иллюзию мультика. А красочные костюмы! Танцоры за кулисами едва успевают менять наряды: то они цветы, то разбойники, то снежинки, то бабочки… В мир сказки возвращает многое, что придумали создатели спектакля, даже на глазах увядающий букет роз…
- Я давно мечтала поставить «Снежную королеву», - рассказывает Т. Гранатова. - А тут такой благоприятный повод – выпуск молодых исполнителей. Поиски клавира привели в Краснодарский театр музыкальной комедии, где в фонотеке обнаружился именно балет «Снежная королева» Валентина Белица с достаточно образной и мелодичной музыкой. Однако многое меня в кубанском варианте не устроило. Прежде всего то, что спектакль заканчивается в царстве Снежной королевы, заканчивается довольно буднично и скупо. А нужен был праздник победы горячего сердца над ледяным бездушием, любви над холодной жестокостью, добра над злом. Пришлось полностью переписывать либретто, перекраивать музыку, порой прибегая даже к помощи компьютера. К тому же надо было исходить из возможностей труппы. Ведь что ни говорите, а в оперетте балет – это все-таки вспомогательный цех. Исполнили танец, создали настроение – и все. А тут актерам надо было непрерывно находиться «в работе» на протяжении полутора часов. К тому же ребятам необходимо было не только танцевать, но и создавать образы, характеры. Многие мизансцены помогла выстроить режиссер театра Инна Хачатурова. А при наличии в труппе исполнителя, имеющего профессиональное хореографическое образование, я не могла отказаться от дивертисмента, от классического па-де-де и адажио.
В данном случае речь идет о Майе Загребельной – выпускнице Рижского хореографического училища, которая в спектакле исполняет роль Герды. Ей веришь, что детская привязанность к Каю давно уже переросла в любовь. Рядом с профессиональной балериной уверенно чувствует себя на сцене и выпускник училища Максим Веснин, который блестяще справился с ролью Кая и, как утверждает Т. Гранатова, растет от спектакля к спектаклю. К актерским удачам следует отнести и работу Виктории Пьяновой, поистине «Маленькой разбойницы». Так же, как и других молодых танцовщиков - Дарьи Крюковой, Игоря Черкасова, Антона Колпахчьяна, Алексея Сумичева.
А вот Елене Макаровой, создавшей образ действительно холодной и бесчувственной Снежной королевы, просто повезло: весь спектакль рядом находится ее… мама – бывшая артистка балета Лариса Погорелова, взявшаяся за роль Бабушки. Вообще без помощи актеров театра, согласившихся принять участие в балетном спектакле, постановщику было бы много сложнее успешно завершить работу. Переквалифицировались из вокалистов в танцоры Наталья Тысячная (Принцесса), Максим Колесников (Ворон), Станислав Козицкий (Принц). И, как они сами утверждают, смена профессии оказалась для них очень интересным экспериментом.
Классическая сказка Х. К. Андерсена на своем веку повидала много модернизаций. Е. Шварц создал пьесу, которая, вероятно, обошла все театры страны, И. Крутой с Т. Тарасовой решились на ледовый балет, еще в 1928 году И. Стравинский по этим мотивам поставил в Париже балет-аллегорию «Поцелуй феи», А. Флярковский создал мюзикл. Целые поколения советских мальчишек и девчонок, давно уже ставших бабушками и дедушками, прекрасно помнят фильм с несравненными М. Бабановой и Я. Жеймо. Нынешние времена принесли одноименные конкурсы красоты и крупнейшую сеть, торгующую меховыми и кожаными изделиями, эпатажный П. Мамонов вывел на сцену Герду в гидрокостюме, очках для плавания и на лыжах. И все это – «Снежная королева». К счастью для ставропольской детворы, пятигорчане вернули их в мир доброй сказки, где любовь и человеческое тепло побеждают жестокость и властолюбие.
Безусловным явлением в нашей театральной жизни назвал спектакль министр культуры края Е. Луганский. Спектаклем, который воспитывает зрителя, начиная с детского возраста, прививая ему чувства красоты и справедливости. И, судя по реакции переполненного зрительного зала на постановку, которую в краевом центре в основном посмотрели дети, новая работа театра достигает этой цели.