Не родись умным, а родись в Москве
Как мы уже сообщали, на днях при содействии Кисловодского института экономики и права в городе- курорте прошла конференция, где эту тему обсуждали представители Министерства образования и науки РФ, национального фонда подготовки кадров, фонда «Институт экономики города», руководители и специалисты региональных органов управления образованием.
Открыла конференцию исполнительный директор национального фонда подготовки кадров Елена Соболева. Она рассказала, что начиная с 2002 года фонд совместно с министерством образования и при поддержке Всемирного банка осуществляет проект «Реформа системы образования». На базе трех пилотных регионов - Республики Чувашия, Самарской и Воронежской областей не спеша, не привлекая внимания прессы, отрабатывали новые финансово-экономические механизмы и модели управления в системе образования.
- Сейчас идея подушевого финансирования образовательных учреждений уже всем очевидна, - подчеркнула Елена Соболева. - Это способ вывести систему образования на качественно новый экономический уровень существования.
Такого же мнения придерживается и главный финансист Министерства образования и науки РФ, директор Департамента экономики и финансов Андрей Петров:
- Одна из актуальнейших задач настоящего этапа – это обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в систему образования. Главным инструментом решения этой проблемы, на наш взгляд, является переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.
Суть нового финансово – экономического механизма в том, чтобы каждое конкретное учреждение получило бюджетные средства, исходя из норматива. И не в размазанном виде, не по различным статьям, а единым куском. Так, чтобы администрация образовательного учреждения могла самостоятельно определить направление расходования этих средств. Только такой подход, с учетом соответствующей подготовки школьных менеджеров, дает эффективные результаты. Что находит подтверждение и в пилотных регионах.
Ставрополье, хотя и не попало в их число и соответственно не получило из федерального бюджета льготных кредитов на проведение эксперимента, тем не менее уже с 2004 года работает по нормативному подушевому финансированию. Как считает министр образования края Алексей Шабалдас, у этой системы много достоинств. Она четко дает понять педагогам, что пришло время конкуренции. А конкуренция – это когда деньги идут за учеником. Почему, скажем, в этой школе семь первых классов, а в соседней – только один? Да потому, что родители знают: здесь и высокое качество обучения, и победители олимпиад, и здоровая атмосфера. Педагоги должны уяснить, что теперь им придется зарабатывать деньги собственным авторитетом, качеством своей работы.
Но новая система создает и новые проблемы. В том числе ставит под сомнение основополагающие принципы социальной справедливости.
Как заявил в своем докладе Андрей Петров, на федеральном уровне не устанавливают и не предполагают устанавливать нормативы финансирования образовательных учреждений. В соответствии с проведенным разграничением полномочий между уровнями власти нормативы финансирования общего образования должны определяться соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Но ведь у каждого региона свои экономические возможности.
- Нам бы хотелось иметь нормативное финансирование не шесть тысяч рублей, а как в Москве, - 25 тысяч рублей в год на каждого школьника, - комментирует заявление главного финансиста Алексей Шабалдас. - Но краевой бюджет не в состоянии выделить на образование больше средств. А вот если бы был среднероссийский подушевой норматив, тогда, исходя из дотационности нашего края, можно было бы требовать от федерального правительства увеличения Ставропольскому краю дотации на образование.
Правда, докладчик обмолвился: на федеральном уровне обеспечение прав граждан на общедоступное бесплатное общее образование должно осуществляться путем установления государственных образовательных стандартов и разработки на их основе образовательных программ. Но какие бы ни были стандарты и программы, лучшие преподаватели и лучшая материальная база очень скоро сконцентрируются в тех регионах, где установят более высокий подушевой норматив. То есть наши дети станут заведомо неконкурентоспособны по сравнению с выпускниками московских школ. Обещанная же финансовая поддержка субъектам РФ через фонды – штука весьма призрачная.
Но особенно тяжкими последствиями подушевое финансирование образовательных учреждений обернется для сел. Большинство сельских школ, где учатся несколько десятков ребят, придется закрыть. А вслед за ними окончательно погибнут и эти села. На Ставрополье пока воздерживаются от крайних мер. Но это пока...
- Мы идем по пути не закрытия маленьких школ, а их присоединения, создания больших школ, состоящих из нескольких зданий в разных селах, - поясняет министр образования края. - Если в маленькой школе заболел учитель, кто его заменит? А если это филиал моей большой школы, где я отвечаю за качество обучения, то срыва занятий не допущу. Однако у таких школ должны быть совершенно другие подушевые нормативы. Ведь содержать три-четыре здания куда накладнее, чем одно. Эту проблему я тоже намерен поставить перед федеральным министерством.
Вопросов много. Между тем федеральная власть требует в 2006 году завершить перевод всех образовательных учреждений страны на нормативное подушевое финансирование. Как бы спешка не привела будущий закон о реформе образования к такому же казусу, что и закон о реформе местного самоуправления...