Одна любовь души моей...
Впрочем, так повелось в последние два года, что каждый приезд к нам Бондарчук становится событием в культурной жизни благодаря ее ярким выступлениям перед широкой аудиторией. Вот и на этот раз Наталья Сергеевна встречалась со студентами Ставропольского филиала Московского педагогического университета им. М. А. Шолохова. И хозяева, и гостья остались очень довольны встречей. Первые – отнюдь не потому, что увидели знаменитость, но потому, что эта знаменитость оказалась одновременно и до удивления простой в общении, и необыкновенно интересным человеком. Да и могло ли быть иначе, учитывая и актерскую, и человеческую биографию Бондарчук, которую зрители постарше помнят загадочной Хари из «Соляриса», романтически-героической Волконской из «Звезды пленительного счастья»… В последние годы Наталья Сергеевна руководит созданным ею в Москве детским театром «Бемби» – название, подаренное еще одной ее киноработой. Сейчас она поглощена своим пушкинским проектом. Ребята-шолоховцы, как она их окрестила, покорили Бондарчук непосредственностью, страстным интересом, неравнодушием.
- Они меня встретили в казачьих костюмах, показали музей Шолохова. А как приятно было увидеть на экране портрет моего папы, Сергея Бондарчука, которого, оказывается, до сих пор многие любят и знают! – в голосе Натальи Сергеевны явственно слышится радость.
Она показала ребятам трейлер (фрагменты) по художественному фильму «Дуэль и смерть Пушкина» с Сергеем Безруковым в главной роли. С восторгом смотрели, задавали очень интересные вопросы. «Озвученные» режиссером эпизоды будущего многосерийного фильма студенты впитывали, затаив дыхание: Бондарчук - великолепная рассказчица, в ее устах любая история становится почти осязаемой. Как история Машеньки Раевской, которой Пушкин подарил кольцо… Мог ли бедный поэт, сосланный, опальный, Христа ради взятый Раевскими на Кавказ, вручить незамужней девушке колечко, да чтобы она его еще и носила?! Пушкин у Бондарчук разыгрывает лотерею с участием Раевского-старшего и молодежи - Александра, Софии и Машеньки. В вазу положены бумажки с именами, Софи вытаскивает и читает: «Маша». Везет же этой Машке! Та прыгает, что ей досталось колечко поэта. А когда они остаются вдвоем, она протягивает руку, разворачивает остальные бумажки, а там на каждой одно слово – Маша, Маша… Ах, но это ведь нечестно! Да, соглашается влюбленный Пушкин, но мне так хотелось, чтобы на вашей руке было мое кольцо!
Все это Наталья Бондарчук уже воочию видит в мечтах, ей так хочется снять этот эпизод на горе Кольцо, овеянной красивой кавказской легендой. Зато теперь стоит лишь ей слово молвить, и массовку юные шолоховцы обеспечат. А казаки-терцы готовы организовать для нее целую казачью лаву…
Ребята с дизайнерского факультета показали гостье изумительные казачьи костюмы, которые сами сшили, рассказали, как по крупицам восстанавливали детали каждого наряда, а эта дотошная достоверность так близка Наталье Сергеевне.
- Если бы мы «Бедную Настю» снимали, нам бы было это все равно. Но мы-то снимаем по-другому. Нам нужна историческая правда. В том числе и в костюме. И я подумала: а что если этим девочкам дать эскизы и они сделают костюмы для картины?
Но… Сегодня Бондарчук занята весьма прозаическим делом – поиском средств на съемки. Она вспоминает: когда Сергей Бондарчук снимал «Войну и мир», ему вся страна помогала. До сих пор в хранилищах «Мосфильма» пользуются костюмами из этого фильма! Они исключительного качества и правдоподобны, а не приблизительны. Без фальшивых эполетов… Между прочим, проект Натальи Бондарчук получил статус «Национального фильма» от Министерства культуры. Только вот из одного статуса костюмов не пошьешь.
Справедливости ради надо сказать, что ей уже многие помогли. Большой театр дал бесплатно костюмы для пилотного варианта картины. Поддержали губернаторы областей, где бывали Пушкин и декабристы, фигурирующие в фильме: Говорин из Иркутска, Сумин из Челябинска, глава подмосковного Одинцовского района Гладышев… Теперь бы надо монтировать отснятый материал, но ведь за ним – новые съемки, а денег нет. Хотя места для них уже намечены в Пятигорске, Кисловодске, Карачаево-Черкесии. Бондарчук нашла потрясающие природные декорации: «Такого не придумаешь!».
Кстати, о деньгах. Наталья Сергеевна предлагала свой проект ведущим российским телеканалам, но всюду слышала вежливый отказ, ссылки на уже сформированную сетку вещания и т. п. Видимо, Пушкин для них – не тема. А что тогда тема? Мы, рядовые телезрители, скоро уж совсем перестанем включать «ящик», по коему одни косноязычные «няни» и все те же накачанные «пацаны»… Смотришь и думаешь: когда же это кончится, когда мы увидим свое хорошее, умное кино? Но власть на самом высоком уровне говорит, что поделать ничего не может, у нас свобода слова.
Наталья Бондарчук все же оптимистично смотрит в будущее, собирается представить первый фильм – с Безруковым – президенту страны.
- Этот фильм нельзя будет не заметить, и тогда, надеюсь, он как «ледокол» пробьет путь и сериалу. Ведь что такое для нас Пушкин, Лермонтов, Гоголь?.. Это то самое, на что мы еще опираемся. Уберите это, уберите русскую культуру (а для начала опошлите ее, чем сегодня занимается «наше» ТВ!) и мы – быдло, никто.
У нас на Кавказе Бондарчук нашла гигантскую, как она говорит, поддержку в лице зампреда правительства края Аллы Золотухиной, которой бесконечна признательна:
- Алла Федоровна не только в самом фильме заинтересована, но и в моем влиянии на юношество Ставропольского края. По ее просьбе я несколько раз вела мастер-классы с молодыми актерами, теперь вот с шолоховцами, бывала в других ваших вузах. Огромная аудитория, которая уже знает, кто такая Бондарчук и что она делает.
Кроме того, краем закуплено четыре готовые серии (по 50 минут) фильма «Одна любовь души моей», которые теперь в течение учебного года будут демонстрироваться в школах. Причем это самый настоящий эксклюзив, пока больше нигде в стране такого нет. Сейчас Ставрополь-ская и Кисловодская конторы кинопроката начинают работать с этими фильмами.
- А я-то как счастлива, что фильм не лежит где-то на полке! – делится радостью Н. Бондарчук. - Надеюсь, что он станет хорошим помощником учителям. Ведь современные дети привыкли больше воспринимать все с экрана. Но, посмотрев картину, они обязательно откроют и книгу!
Гостья с осторожностью говорит о сроках съемок у нас на Ставрополье. Слишком много трудностей приходится преодолевать. На этом фоне добрым знаком ей видится то, что наконец-то мы скоро – как обещает
Первый канал - увидим фильм ее отца «Тихий Дон», выкупленный после более чем десятилетнего пребывания в Италии. Помог столетний юбилей М. Шолохова, отмечавшийся в этом году. Кстати, и у Сергея Бондарчука на днях юбилей – ему исполнилось бы 85 лет. Но в программе Первого канала на этот день – 25 сентября – значится другой его фильм – «Судьба человека». Быть может, «Тихий Дон» запланирован на иное время… Поживем – увидим?
Наталья Бондарчук делает свой фильм на современном, во многом поменявшемся киноязыке.
- Он более напряженный, монтаж более изощренный, такой… шоковый. Мы выбрали срединный путь – применяем динамичный монтаж, довольно жесткие сцены… Впрочем, бурный характер Пушкина тому очень соответствует. Со мной работают замечательные актеры, помимо Сергея Безрукова, это, например, Виктор Сухоруков, Борис Плотников…
Режиссерский размах Бондарчук – 37 серий – впечатляет. Но если так трудно с деньгами, может, нужно было как-то ужаться? Нет, отвечает Наталья Сергеевна, я этой работы никогда не оставлю! У нее вся картина давно уже – «в голове», по эпизодам, репликам, крупным планам.
- Фильм имеет очень сложную структуру. Начинается с воспоминаний Марии Николаевны о Пушкине – уже после трагической дуэли. А потом возврат назад, в 1820-й, когда впервые познакомились Раевская и Пушкин. Путешествие по Украине, Кавказ. Затем снова переводим время – на 38-й год, когда Лермонтов на Кавказе встречается с Левой Пушкиным и Николаем Раевским-младшим… Будут эпизоды Крымской войны. Конечно, обязательно - 26-й год: Пушкин отправляет с женами декабристов послание «Во глубине сибирских руд». Действие продлится до середины века, когда с воцарением Александра ll декабристы возвращаются из ссылки, и уже старик Волконский (его играет Станислав Любшин) встречается с Л. Толстым. После этой встречи у Толстого начинает вызревать идея непротивления злу насилием.
По сути дела, это уже фильм не о Пушкине. Это – духовная история России. Преломленная через историю жизни и смерти, любви и творчества Пушкина.
История Отечества – честная, искренняя – нужна прежде всего молодому поколению. И не случайно молодежь всей душой откликается на работу Натальи Бондарчук. Кстати, помимо уже закупленных Ставропольем серий о Пушкине и художественно-документальной ленты «Тютчев», решается вопрос о приобретении для школ и детских садов фильма «Бемби».
- Будем создавать в каждой школе свою видеотеку, состыкованную с учебной программой, - подключается к нашей беседе Алла Золотухина. – В ней будет все лучшее, что создано нашим кинематографом по классике, это и «Судьба человека», и «Война и мир», и «Преступление и наказание»… Через эти замечательные картины педагоги будут вести воспитание чувств детей. Пусть ребята плачут над судьбами героев, пусть сопереживают им!
Алла Федоровна убеждена: Бондарчук делает дело государственной важности. Ошибаются те, кто считает, что молодым людям это неинтересно, не будут они смотреть «хрестоматийного Пушкина». Просто мы должны учиться с ними разговаривать. Разговаривать умно, эмоционально, серьезно, но не скучно. Они ждут именно такого разговора. Это так наглядно видно на встречах Натальи Бондарчук с молодежью, жадно внимавшей тем самым «прописным» истинам, без которых невозможно воспитание истинного гражданина.
- Все зависит от культуры, это и «базис», и «надстройка», и сама жизнь, - развивает свою идею Наталья Бондарчук. - Убери сейчас культуру – и планета обезьян нам обеспечена!
Хотим ли мы жить на планете обезьян? В аулах, рассказывает Н. Бондарчук, она научилась здороваться двумя руками - по-кавказски! Здесь, среди прекрасных гор и долин, в общении с разноплеменными жителями Кавказа словно набиралась свежих сил:
- Кавказ меня возродил в полном смысле этого слова!