00:00, 14 сентября 2005 года

Закон с помятым задом, или о том, как депутаты «семерку» починить не могут

Случилось это июньским вечером на Старомарьевском шоссе Ставрополя. Андрей с женой ехали в сторону Светлограда. На одной из полос движения велись ремонтные работы. Машин на дороге было много. Разогнаться больше 30 – 40 километров в час не удалось бы даже при желании. Тихоновы никуда не торопились, так что довольствовались и этой скоростью. Зато явно спешил водитель «Тойоты», которая двигалась в том же направлении. Не желая плестись в хвосте колонны, тот выскочил на закрытую на ремонт полосу и стал набирать обороты, за-брасывая камнями из-под колес пролетающие мимо автомобили. То ли, увидав просвет между машинами, он попытался втиснуться назад в колонну, то ли еще что, только влетел он на полном ходу в «жигули» Тихоновых. Как потом сам признался, мчался не меньше ста километров в час.

Удар. Звон битого стекла. После осмотра последствий аварии разговаривали мужчины спокойно: не было ни криков, ни брани. Владелец «Тойоты» оправдываться не стал. Говорил, мол, да, виноват: «Извини, что так вышло», - и протянул Андрею свой полис. Вскоре на место ДТП прибыли госавтоинспекторы. Страховым агентам в тот вечер до-звониться не удалось. Был предпраздничный день, страховые компании уже не работали. Только часа через три после аварии участники дорожно-транспортного происшествия разъехались. На эвакуаторах. Передвигаться самостоятельно обе машины были не в состоянии.

Казалось бы, вот и конец истории. Люди живы, и это главное. Не должно быть проблем и с пострадавшими автомобилями: бери страховку – ремонтируй или покупай нового «железного коня». На практике же все оказалось далеко не так просто.

Последствия аварии для Тихоновых дали о себе знать уже на следующий день. Супруги почувствовали боль в шейных позвонках. Удивляться нечему: от удара машину здорово тряхнуло. Если бы не ремни безопасности, которые оставили на телах пассажиров «семерки» сильные синяки, Тихоновы, скорее всего, выскочили бы из салона через лобовое стекло. После праздников пострадавшие обратились в поликлинику, где им назначили лечение. Не бесплатное. Тогда же Андрей уведомил о случившемся страховую компанию виновника аварии - АСК «Доверие» (по закону это необходимо сделать не позднее пяти дней после ДТП). На время лечения – до тех пор, пока не будет определен полный вред здоровью потерпевших - рассмотрение дела о причинах и виновниках аварии в ГИБДД приостановили. Хозяин «жигулей» за-крыл больничный только через неделю, взял выписку из медицинской карты и поспешил в гос-автоинспекцию. Время шло. В итоге, только спустя двадцать дней после аварии, с постановлением ГАИ в руках Андрей в очередной раз отправился к страховщикам «Тойоты».

- Прихожу, а компании и след простыл, - рассказывает водитель пострадавшей «семерки» Андрей Тихонов. - Обратился в соседний офис, там мне дали новые координаты «Доверия». Санкт-Петербургские. Пытался звонить, но телефоны не отвечают, - сокрушается он.

В родной страховой компании в ответ лишь сочувственно развели руками. Посоветовали обратиться в Российский союз автостраховщиков. По телефону в Москве кое-как удалось выяснить, что у компании «Доверие» отозвали лицензию. Организация зависла в воздухе: формально она существует, но продолжать работу, в том числе выполнять обязательства по выплатам компенсаций, не имеет права. А спустя месяц Андрей узнал, что лицензию у «Доверия» отобрали вовсе.

Автовладельцев на произвол судьбы не бросили: всех распределили между двумя другими компаниями. Тихонов попал в руки компании «Русский мир». С горем пополам владелец битых экспортных «жигулей» отыскал в Ставрополе офис нового спасителя. Там ему посоветовали пройти независимую экспертизу, чтобы определить ущерб, причиненный его машине, и собрать еще кое-какие бумаги к тем, что уже имелись у него на руках. Стоимость ремонта экспортного ВАЗа, некогда в отличном состоянии, специалисты оценили в 70 тысяч рублей. Когда все до единой справки были собраны, в новой страховой компании «Тойоты» Тихонову рекомендовали отправить всю кипу документов по московскому адресу в тот самый Российский союз автостраховщиков, который и «скоординировал» Андрея после исчезновения компании «Доверие».

25 августа заказное письмо с ясным и подробным изложением бед Андрея Тихонова и его «семерки» ушло в Первопрестольную. Ответа пока нет.

По всей видимости, в ближайшие месяцы отклика и не будет. Компенсации от страховщиков, уж точно. Компания «Доверие», которая должна была оплачивать ремонт «семерки», лопнула как мыльный пузырь, а платить Тихонову за лихачества «Тойоты» больше некому. Закон не велит. «Русский мир» - компания самостоятельная: с какой стати она станет выполнять обязательства других страховщиков? Проконсультировать клиентов исчезнувшего «Доверия», помочь им собрать необходимые документы - это пожалуйста, а что касается денег – увольте. То же самое относится и к любой другой компании. Нет в законе об ОСАГО ни слова и о том, что обязательства канувших в Лету компаний должен исполнять Российский союз автостраховщиков. Кстати, кредиторам «Доверия» и других компаний с аналогичной судьбой даже предлагают подписаться под соответствующей бумагой, что, мол, о несовершенстве законодательства извещен, материальных претензий к РСА и компании-консультанту (в нашем случае – «Русский мир») не имею.

Понятно, что оставаться «дырявой» ситуация бесконечно не может. Как пояснили в компании «Русский мир», депутатам хорошо известно о подобном белом пятне в законодательстве, и в ближайшее время они намерены его устранить. Сколько для этого потребуется времени - неизвестно. Когда же изменения и дополнения в закон будут внесены, обязательства лопнувших компаний разморозят, и потерпевшие автовладельцы получат долгожданные выплаты. От кого – пока тоже неясно. До этого момента вся информация о «непогашенных» ремонтах транспортных средств стекается в единую базу данных, которая размещается в Российском союзе автостраховщиков в Москве. Одну из многочисленных ячеек, надо полагать, заняла и папка документов Андрея Тихонова.

Тем временем, пока депутаты ломают головы над тем, как усовершенствовать собственное же детище по имени ОСАГО, экспортная «семерочка» уже третий месяц продолжает стоять с помятым задом (и не только), ожидая своего спасения. С водителя «японки», как говорится, взятки гладки. После аварии он свой гражданский долг выполнил: данные о своей страховой компании предоставил. А там разбирайтесь, как знаете. Владелец «Тойоты» в числе миллионов российских автовладельцев лишь подчинился правилам игры, навязанным думскими заседателями. Которые, как оказалось, не только не в состоянии продумать весь механизм реализации принимаемого закона, но и обеспечить нормальную работу своего нововведения. Можно только представить, сколько измятых машин накопилось по всей стране за время действия ОСАГО.

«Пролетел» владелец «жигулей» и с выбором страховой компании: компенсацию потерпевший получает от компании виновника аварии, а не от той, где застраховался он. Выходит, зря Андрей напрягал извилины, выбирая ту, что посолиднее и «не растворится» на следующий же день.

P.S. Невзирая на механизмы работы обязательного страхования автогражданской ответственности, нужно отдать должное самой идее закона. Если раньше после ДТП владельцы автомобилей выскакивали и начинали крыть друг друга трехэтажным матом, а нередко доходило до драк и даже стрельбы, то сейчас все решается тихо, мирно. По-европейски цивилизованно, так сказать. После «знакомства» машин Андрей с хозяином «японки» «Тойоты» даже подружились: созваниваются, сочувствуют друг другу. Один сетует на то, что компенсацию на ремонт никак получить не может, другой – что автомобиль за свой счет делать приходится.