Театр меняется от перемены зрителя
Летнее сценическое затишье, к радости заскучавших было театралов, наконец-то сменится активным содержательным времяпрепровождением в зрительных залах, а предстоящие встречи, несомненно, сулят немало ярких впечатлений. Об этом – наша беседа с министром культуры Ставропольского края Евгением Луганским.
- Евгений Иванович, обменные гастроли, в общем-то, не новая форма работы театральных коллективов, однако, с тех пор как вы возглавили министерство, люди заметили, что эта форма у нас в крае обрела новую жизнь, театры стали практически ежегодно обмениваться выступлениями, и это вносит приятное разнообразие в культурный процесс. Так происходит оттого, что вы сам – человек театра, или это принципиальная позиция министерства вообще? - Имея театры такого уровня, грешно было бы не использовать их потенциал. Нам удалось закрепить обменные гастроли краевых театров отдельной строкой в программе первоочередных действий губернатора, то есть правительство тем самым подтверждает важность и нужность этой работы, готово ее поддерживать и развивать. Как бы это ни было затратно, да и для самих театров хлопотно. Ведь любые гастроли можно, пожалуй, сравнить с переездом в новую квартиру… Начиная с разных размеров сцен и заканчивая бытовыми условиями для труппы. Тем не менее вот уже четыре года подряд театры драмы и оперетты такие гастроли проводят. Кое в чем помогает и российское Министерство культуры, например, в организации обменных гастролей в рамках Южного федерального округа – Ставропольский театр драмы им. Лермонтова выезжал во Владикавказ, а оттуда к нам приезжал Русский театр драмы им. Вахтангова; также Пятигорский театр оперетты побывал в Нальчике, с ответным выступлением Пятигорск посетил Кабардино-Балкарский театр. Таким образом, география обменных гастролей заметно расширилась.
- При всех проблемах, связанных с организацией гастролей, в выигрыше остаются и актеры, и зрители. - Безусловно! Актерам как воздух необходимы новый зритель, новая атмосфера. Они ведь и чувствовать себя начинают по-новому! Знаю это по опыту прошлых лет, когда, как вы помните, каждым летом театры страны находились в дороге, на три месяца отрывались от дома, переживали понятные неудобства гастрольного периода – жизнь в гостиницах, оставленные на чье-то попечение дети… Но при всем том гастроли привносили в актерскую жизнь и радость обновления, встречи с незнакомой публикой. По сути дела, каждым спектаклем сдавался своего рода экзамен перед новой публикой. А что такое новая публика? Она ведь может своей неожиданной реакцией буквально повернуть спектакль в иное русло.
- В каждом городе зритель смеется или, наоборот, плачет в другом месте спектакля… - Совершенно верно. А в конечном счете все зависит от уровня подготовленности публики, от того, какие театры ее воспитывали. Нашу ставропольскую публику я считаю классной, понимающей. Она очень восприимчива, отзывчива, если она кого полюбит – это надолго! Думаю, во многом это заслуга самого театра. Почему наша публика регулярно ходит на гастрольные спектакли какого-то одного столичного театра, а других игнорирует? Да потому, что наш зритель ценит профессионализм, он видит, как работают гастролеры, и, если они не позволяют себе халтуры, зритель это запомнит обязательно. А наш зритель подмечает все! Он отличит на сцене среди реквизита даже стул, принадлежащий местному театру. Мелочь? Отнюдь. Нужно уважать своего зрителя.
- В чем-то, наверное, в ходе обменных гастролей будет сложнее Ставропольскому театру драмы, поскольку публика на Кавминводах – это не только местные жители, но и приехавшие со всех концов страны отдыхающие, то есть зрительный зал будет, мягко говоря, неоднороден… - Ну так было всегда, и должен сказать, что всегда эта публика проявляла высокую требовательность, с нею халтурить нельзя! По сути дела, на Кавказских Минеральных Водах мы имеем всероссийскую сцену и всероссийскую публику. Для театра представлять такому широкому зрителю свой репертуар чрезвычайно ответственно. Впрочем, и среди жителей курортного региона у Ставропольского театра драмы много поклонников, которые очень ждут этой встречи. Когда был перерыв в гастролях, они даже писали письма: почему не приезжает к нам Ставропольский драмтеатр?
- А в Ставрополе точно так же всегда ждут встречи с опереттой, и тоже многие огорчались, когда пятигорчане не приезжали. - Да, оперетту в Ставрополе очень любят! От желающих попасть на спектакли каждый год отбою нет. Кстати, хотелось бы отметить возросший в последние годы творческий уровень Пятигорского театра оперетты, чему в значительной степени способствовал приход на должность директора и одновременно художественного руководителя Светланы Калинской. А еще - приход молодых актеров, солистов-вокалистов и танцоров. В этом году в труппу влилась группа выпускников специального отделения Минераловодского музыкального училища. Эта свежая кровь сразу изменила лицо театра. Мы это видели в свое время и на примере Ставропольского театра драмы. Когда пришел в театр целый актерский курс, и как тогда сразу потянулся в театр и молодой зритель! Он пришел смотреть на своих сверстников, на «помолодевшие» спектакли, ставшие им интересными.
- Как нынче подбирался гастрольный репертуар – быть может, учитывались пожелания зрителей или выбирались только новые спектакли? - Театры выбирали прежде всего свои лучшие постановки последнего времени. Ну и, конечно, отдавался приоритет тем спектаклям, которые не видела публика. В этом году, добавлю, спектакли драматического театра увидят не только пятигорчане, но и жители Кисловодска и Железноводска. Афиша гастролей, на мой взгляд, чрезвычайно привлекательна и разнообразна. Так, театр драмы открывает программу спектаклем «Круг», это очень интересная работа, в которой заняты замечательные исполнители, народные и заслуженные артисты, талантливая молодежь. Молодому зрителю обращен яркий, красочный спектакль «Жемчужина черная, жемчужина белая». А комедии «Слишком женатый таксист» и «Халам-бунду, или заложники любви» привлекут любителей юмора. Не забыты и дети: они увидят очень добрую сказку «Золотое ухо».
Серьезно подготовился к выступлениям в Ставрополе и коллектив театра оперетты. Открывает гастроли знаменитая «Травиата», причем в спектакле участвуют гости из Москвы: в роли Виолетты – солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Валерия Зайцева, в роли Альфреда – солист театра «Новая опера» заслуженный артист РФ Николай Черепанов. Приглашение таких известных певцов, зарекомендовавших себя на лучших сценах страны, конечно же, украсит спектакли. Заслуживает внимания и спектакль «Снежная королева» - выпускная работа ребят, окончивших хореографическое отделение Минераловодского музыкального училища, постановщик Татьяна Гранатова. Это, безусловно, явление в театральной жизни нашего края. Ведь театр тридцать лет не обращался к балету! И первая же постановка оказалась очень удачной, настолько она зрелищна, красочна, а какие чудесные молодые танцоры! Я бы пригласил на этот спектакль детей вместе с родителями, и те, и другие получат настоящее эстетическое удовольствие. Это как раз тот случай, когда для детей делается все лучшее. А в отсутствие в крае детского театра это особенно важно, и хорошо, что это понимают и театр оперетты, и театр драмы, восполняющие своими постановками этот пробел. По сути, они воспитывают зрителя, начиная с детского сада. Чувство прекрасного, развитое в юном возрасте, остается с человеком на всю жизнь. Есть в гастрольной афише и любимые образцы классики – «Марица», «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», блистательные, никогда не надоедающие публике.
- Евгений Иванович, многим зрителям не хватает недели, чтобы получше узнать театр, ведь за это время успеваешь увидеть лишь два-три спектакля. Нельзя ли сделать гастроли более продолжительными? - Увы, экономически это не только не выгодно, но даже убыточно. Наши цены на билеты не поспевают за теми расходами, которые несут театры, выезжающие на гастроли. Из этого и приходится исходить. Как только экономическая ситуация изменится к лучшему, мы обязательно постараемся учесть пожелания театралов.
- Но даже и непродолжительные гастроли в нынешних условиях как-то восполняют их прежнее полное отсутствие, я уж не говорю о тех гастролях пятнадцатилетней давности, о которых многие вспоминают с ностальгией… Вот было пиршество для театралов: один месяц смотришь балет, другой месяц – оперу, третий – драму, и все из разных городов! - Да, это было здорово, шла насыщенная театральная жизнь весь год. И люди заполняли залы! Сегодня мы не можем видеть лучших достижений театрального искусства страны. А они есть, их много. И одной антрепризой этого не восполнить. Вот почему мы придаем большое значение обменным гастролям краевых театров и надеемся, что наш зритель оценит эти усилия.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
