Класс пятилеток
- Оксана Николаевна, в последнее время в образовании происходит столько перемен, вводится столько новшеств, что это так или иначе будоражит общественное мнение. В последнее время заговорили о предшкольном образовании. Среди родителей до-школьников ходят разные слухи, даже о том, что детей чуть ли не насильно будут заставлять ходить в школу с 5 лет…
- На самом деле все выглядит совсем по-другому. В чем суть проблемы? Нынешние программы первого класса достаточно сложны. Ребенок, который идет в школу, не умея читать, считать, писать, в большинстве случаев потом учится плохо. К школе готовят в подготовительных группах детских садов. На Ставрополье до-школьные учреждения посещают 64 процента детей (у нас этот процент выше российского, который менее 50). Но и у нас 36 процентов «домашних» ребятишек к обучению в первом классе оказываются не готовы. Чтобы исправить это положение, и вводится предшкольное образование. Это одно из положений программы приоритетных направлений развития системы образования РФ, принятой правительством России в декабре 2004 года.
Но, конечно, никто не будет заставлять родителей отправлять на учебу пятилеток – это дело сугубо добровольное.
- А как обучение должно выглядеть на практике?
- Нужно сказать, что мы в Ставропольском крае давно работали над созданием таких заведений, как школа–детский сад. Модель предшкольного образования сюда хорошо вписывается. Родители могут приводить ребенка в группу, где с детьми будет работать учитель начальных классов, на весь день или на несколько часов. Такие группы можно создавать и в обычных детских садах. Это будет обучение на бюджетной основе, а если с питанием, то семья платит только за него.
Возможно и создание групп непосредственно при школах, но тогда родители за обучение должны платить как за услуги дополнительного образования. Так что все же удобнее организовать группы пятилеток на базе дет-ских садов. Особенно в сель-ской местности. Вы ведь знаете, что число детей и в школах, и в дошкольных учреждениях там уменьшилось. Группы предшкольного образования впишутся в процессы реструктуризации сельской школы.
- А какие дети входят в 36 процентов, не посещающих дошкольные учреждения?
- Из очень состоятельных семей, из бедных семей и из социально неблагополучных.
- Ну, богатые родители возьмут гувернера, неблагополучных обычно проблемы их детей мало волнуют… Многие ли поведут малышей в предшкольные группы?
- Чтобы все это выяснить, мы и начинаем в 2005-2006 учебном году эксперимент. О нем много говорили на краевом съезде руководителей образовательных учреждений, некоторые территории уже обратились с предложением об участии, и скоро мы сможем рассказать вашим читателям, где и когда откроются экспериментальные группы.
- А чему, собственно, в них будут учить?
- Как я уже говорила, начальным навыкам чтения, письма и счета. Но не менее важно подготовить детей к школе в психологическом и социальном плане. Домашние ребятишки, как правило, не умеют работать в коллективе, есть у них и другие «пробелы», которые мешают им влиться в жизнь класса. Поэтому заниматься с ними должен не только учитель, но и психолог.
- Существуют ли утвержденные программы предшкольного образования?
- Они есть, в том числе и наши собственные, созданные педагогами края и прошедшие государственную экспертизу.