В следующем году бюджет региона снова будет дефицитным, сохранив сильнейший социальный крен. И это не специальная такая народная политика (детские пособия, например, выше позорных 70 рублей не поднимутся), а вынужденная необходимость, поскольку есть расходы, которые даже минфин урезать не может. Надо исполнять принятые на разных уровнях законы о выплатах, выдавать зарплату, компенсировать расходы на жилищно-коммунальные услуги и так далее. Как снег на голову свалились пять пожарных частей, которые Москва решила передать на краевой уровень и которые теперь тоже нужно содержать.

В цифрах концепция выглядит пока так: предполагаемый объем доходов – 25 млрд. 200 млн. рублей, а расходов – 27 млрд. 800 млн. рублей. «Ножницы» в 2 млрд. 600 млн. рублей – это нонсенс, наверное, даже по меркам западных стран, где, кстати говоря, дефицитные бюджеты в порядке вещей. Странно только, что на безрадостном региональном фоне федеральный бюджет-2006 «переливается через край» и кичится своим профицитом. Впрочем, у краевых финансистов есть надежда сомкнуть «ножницы», и связана она в основном именно с тем, что отношения между Москвой и Ставропольем изменятся.

Как сообщила первый заместитель министра финансов Ставропольского края Лариса Калинченко, структура расходов на социальную сферу достаточна, чтобы не допустить народных волнений. (Впрочем, вызвать их может и очередной виток цен на энергоносители, тем более что с будущего года население будет оплачивать за услуги ЖКХ 100% их стоимости.) Это означает, что урезать здесь что-либо в надежде выкроить лишнюю копейку для отраслей народного хозяйства – просто нечего. Хотя замечания многих ведомств сводятся именно к этому – дать больше денег. «Не можем, – говорит Л. Калинченко, – или надо принимать политическое решение, например, о закрытии малоком-плектных школ». Так что когда председатель крайспорткомитета Руслан Койбаев заговорил о строительстве футбольного поля, в зале послышалась реплика: «К Абрамовичу!»…

Хотя «лоббировали» министры не пустяки. Например, министр культуры края Евгений Луганский попросил включить в специальную программу выделение квартир для работников культуры, а также оплатить государственным музеям услуги вневедомственной охраны, а то «подлинники до сих пор бабушки с берданкой охраняют». Начисто отверг предложенную концепцию заместитель председателя правительства, министр ЖКХ, строительства и архитектуры СК Александр Орешков, поскольку капвложения остаются на уровне нынешнего года и «мы не видим перспективы развития». «Сегодня на Ставрополье 780 долгостроев, в которые ранее вложено 50 млрд. рублей, – привел он пример. – Их можно достроить за пять лет, иначе они развалятся и вложенные ранее деньги полетят на ветер». Вице-губернатор вступился за муниципальные образования, которым «передали полномочия, не обеспеченные финансово». Это своего рода «дискредитация реализации 131-го закона о местном самоуправлении», считает Борис Калиничев.

Минфин даже посчитал – чтобы удовлетворить одномоментные потребности министерств и ведомств, необходимо сто миллиардов рублей. А есть ли резервы? Минфин считает, что они имеются. Краевую казну могут существенно пополнить налог на доходы с физических лиц, ежели вывести из «тени» заработки граждан, а также налог на прибыль организаций, если в крае будет расти число рентабельных производств.

Губернатор А. Черногоров, назвав концепцию «бюджетом проедания», согласился, что «нужно строить и созидать», и привел пример Казани, где «полностью ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд и где за пять лет свои жилищные условия улучшили 100 тысяч человек». На что министр финансов Татьяна Погорелова заметила, что сравнивать Ставрополье с Татарстаном, получающим сумасшедшие дотации из федерального бюджета, «просто невозможно».

Тем удивительней цифра, которую первый заместитель министра экономического развития и торговли СК Николай Иванов сообщил, докладывая об итогах социально-экономического развития Ставрополья за первое полугодие нынешнего года и о ходе выполнения плана первоочередных действий губернатора на 2005-й: рост валового регионального продукта в прошлом году составил 11,6%. «Такого показателя нет больше ни в одном субъекте РФ, – с гордостью заметил Н. Иванов. – Более того, и по темпам снижения уровня бедности мы опережаем соседей по Южному федеральному округу». Присутствовавший на заседании правительства главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю А. Коробейников даже усомнился: «А цифры обоснованы?»

Нынешний год вряд ли (хотя кто знает) принесет впечатляющий результат. Оборот розничной торговли, например, растет, но далеко не все благополучно с инвестициями в основной капитал, а план первоочередных действий профинансирован лишь на 37,7%, хотя минуло уже больше половины года. Основную вину возложили на бюджет федеральный. Ощутимой финансовой потерей для края стал тот факт, что реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта «Минеральные Воды» была исключена из федеральной адресной инвестиционной программы по смешной причине – из-за отсутствия проектно-сметной документации. Н. Иванов дипломатично назвал это «упущением ФГУАП «Кавминводы-авиа». Попросту говоря, профукали почти миллиард рублей. И это не единственная потеря нынешнего года.

Одобренный же бюджетный сценарий на 2006 год еще будет уточняться постатейно, а потом представляться на суд депутатов. Константин Храмов, заместитель председателя Госдумы края, слушал молча. Очевидно, что основные баталии за главный краевой «пирог» еще впереди.

Александра БЕЛУЗА