00:00, 24 августа 2005 года

Здесь растут будущие пастыри

В 1846 году начало семинарии положил преосвященный Иеремия, первый епископ Ставропольский. Выпускники семинарии разных лет служили и служат в православных приходах многих регионов страны. Среди них не только батюшки, но и видные иерархи церкви, и ученые, и литераторы. Например, на Ставропольской кафедре служили митрополит Гедеон, епископ Антоний, на Кубанской – архиепископ Гермоген. В эти дни в семинарии завершается очередной прием студентов. Сегодня наш собеседник – проректор СтДС, кандидат богословия игумен Роман Лукин, кстати, тоже окончивший несколько лет назад это учебное заведение и вернувшийся сюда после учебы в Духовной академии.

- Отец Роман, Ставропольская духовная семинария, конечно же, имеет богатую и яркую историю…

- Да, как и немало выдающихся выпускников, среди которых девять новомучеников и исповедников российских, пять иерархов Церкви. А кто же не знает имен замечательных богословов и православных писателей Малиновского,Пятницкого, Огицкого, профессоров Духовных академий протоиереев Иоанна Белевцева и Богдана Сойко, регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея Мормыля, известного северо-кавказского краеведа Прозрителева, историка Кубанского казачества Щербину, профессора-физиолога Чуевского?.. В жизни семинарии было три основных периода: со дня основания до революции, когда она была закрыта, затем с 1943 по 1962 – снова работала, вновь закрыта и возродилась уже в конце 80-х годов.

- К вам ежегодно едут учиться юноши, выбравшие для себя, в общем-то, очень непростой жизненный путь – духовного служения. Как проходит нынче прием поступающих, каково первое впечатление от встречи с будущими студентами?

- Число абитуриентов на два отделения уже превысило сто человек. Тридцать человек примем на пастырское отделение, двадцать – на регентское, десять – на иконописное. Таким образом и в этом году наблюдается традиционно стабильный для последних лет конкурс – два-три человека на место. Причем нынче удивила география епархий, откуда прибыли ребята. Если ранее это были в основном Ставропольская, Екатеринодарская и Ростовская, то сегодня – более десяти епархий, и не только Юга России, но и ряда северных. Для нас это показатель того, что семинария занимает все более видное место в образовательном духовном пространстве, авторитет ее явно растет. Значительный процент поступающих - юноши, уже окончившие тот или иной вуз.

- Можно говорить о том, что их выбор вполне осмыслен…

- Да, безусловно. Часть абитуриентов – сыновья священников, решивших продолжить дело своих отцов. В основном все ребята – это те, в чье сердце постучал Господь, ребята, почувствовавшие в духовном служении свое истинное призвание. Для нас это особенно приятно, потому что современная-то наша действительность не располагает быть аскетом и подвижником. Напротив, всюду нас окружает реклама вседозволенности и ничем не ограничиваемой свободы, раскрывающая в человеке не самые лучшие стороны. И вот в этой ситуации молодые люди сознательно идут в такое учебное заведение, где нужно будет смиряться, работать над собой, не просто заучивать какие-то страницы учебников, а себя преобразить. Это радует.

- А какие вступительные экзамены сдают абитуриенты семинарии?

- Последние сто лет они неизменны: устный, письменный и певческий. А всем им предшествует и даже составляет как бы основу испытаний собеседования с владыкой ректором, с проректором, ученым секретарем. По сути это – разговор по душам, в ходе которого выясняется степень воцерковленности человека, его веры, его порядочности. Затем в течение недели юноша находится в стенах семинарии, исполняет послушания, молится, мы при этом знакомимся с ним ближе, видим его и в быту, и в общении со сверстниками. На первом экзамене ребята пишут изложение или сочинение на предложенную тему, второй экзамен устный, выявляющий умение читать на церковно-славянском языке, знание необходимых молитв и начал Закона Божия. И наконец, на певческом экзамене ребята показывают свои вокальные возможности, ибо для будущего священнослужителя это очень важно.

- Учебная программа семинарского курса как-то меняется со временем?

- В общем-то, нет, но примерно раз в двадцать лет в духовном образовании происходят определенные реформы, а точнее – некие корректировки, призванные приблизить содержание образования к меняющимся условиям жизни. Такая корректировка происходит и сегодня. Ведь не так давно церковь вышла из периода гонений, и если раньше, в годы государственного атеизма, священнику достаточно было уметь совершать положенные богослужения и проповедовать в храме, то сейчас грани его деятельности значительно расширились. В наше время храм должен быть еще и в каком-то смысле культурным центром города, села.

- Отец Роман, расскажите немного о внутренней жизни семинарии. Чем живут семинаристы помимо занятий в классах?

- Собственно, если можно сравнивать, то жизнь семинарии в чем-то схожа с жизнью закрытых учебных заведений, например, военных училищ. Как курсант должен постояннно находиться в расположении училища, так и наш студент практически все сутки проводит в семинарии. День начинается с общей молитвы в семинарском храме Святителя Игнатия Брянчанинова, затем завтрак, с девяти утра – лекции. Во второй половине дня два часа свободного времени, которые можно потратить на себя, свои увлечения, встречи с близкими. С 17 до 19 часов – период вечерних занятий, как правило – факультативных: изучение языков, культуры разных народов. В 20.00 ужин, в 22.00 – вечерняя молитва, а в 23.00 - отход ко сну. Кстати, именно в семинарском храме семинаристы произносят первые в своей жизни проповеди.

- А бывают у вас «простые» человеческие праздники, можно, например, отметить день рождения?

- Ну конечно! Ничто человеческое и нам не чуждо! Правда, немало зависит от слаженности коллектива, но, как правило, всегда отмечаются дни рождения, покупается торт, собирается чаепитие…

- Проявляют ли семинаристы интерес к научным исследованиям?

- Да, и нередко. Так, в прошлом году несколько ребят серьезно занимались изучением своих родословных, писали биографии своих дедушек-священников, поднимали архивы, опрашивали родственников, словом, провели большую работу. Год назад при семинарии открыт музей церковной истории, сегодня в нем уже три зала – истории семинарии, церковной иконописи и истории христианства. Там студенты работают с архивными материалами, собирают новые документы, а также выступают в роли гидов-экскурсоводов для посетителей. За год приняли более тысячи групп. Эти экскурсии очень популярны среди ставропольских школьников, быть может, и потому, что семинаристы по возрасту им близки и объясняют все на доступном, понятном языке.

- Мне кажется, тут сказывается и возросшая открытость церкви вообще, что ярко проявляется в активном участии семинаристов в общественной жизни города да и края.

- Знаете, в каждой семинарии есть своя негласная особенность, например, Белгородская называется миссионерской – ее студенты регулярно ездят в отдаленные районы, где пока нет храмов, нет священнослужителей, Московская и Санкт-Петербургская известны своими глубокими научными разработками. У нас тоже все четче проявляется своя специфика: стараемся привить ребятам умение работать с людьми, отвергнутыми обществом, забытыми. Идем в детские дома, дома для престарелых, встречаемся с заключенными, наркоманами, алкоголиками. Для проведения таких встреч необходима соответствующая подготовка, поэтому мы приглашаем специалистов, преподающих определенные теоретические курсы. После чего ребята включаются в реализацию широкой социальной программы. В городе Ставрополе мы бываем буквально во всех детских домах, сотрудничаем с Центром обслуживания на дому инвалидов и стариков, с Центром временного содержания несовершеннолетних. Такая встреча с реальной жизнью полезна и самому семинаристу, оторванному от мира. Студент как бы возвращается в этот мир, но возвращается подготовленным, умеющим говорить, слушать, быть сострадательным. Кроме того, ребята преподают «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах № 9 и 14, добрые отношения сложились у нас и со студентами Северо-Кавказского государственного технического университета, педагогического института, Института дружбы народов Кавказа.

- Отсев бывает?

- Случается. Видимо, человек не всегда правильно оценивает свои возможности. Ведь помимо того, что приходится много читать и заучивать, нужно быть еще и высоконравственным, духовно крепким, а значит, уметь от чего-то в жизни отказываться. В ходе учебы перед семинаристом реально открывается образ пастыря – не выдуманного, представлявшегося, а настоящего. Не каждому он по силам. И если студент честно признается, что ошибся в выборе, это хорошо, это честно.

- Но есть и другие случаи, когда юноши, еще будучи семинаристами, принимают монашеский постриг. Не слишком ли рано в таком возрасте, на стадии ученичества?

- Скажу так: покровитель нашей семинарии Святитель Игнатий Брянчанинов принял постриг в 24 года, причем он был дворянин, высокообразованный, светский человек… Время принятия сана, решение уйти в монашество зависит не от возрастных рамок, а от того, насколько здраво и по-взрослому человек рассуждает, насколько созрела его душа… Но зато, если уж наш студент дошел до выпуска, он твердо связывает свою судьбу с церковью. Все наши выпускники служат в священном сане, и этим тоже можно гордиться.