Не для семейного просмотра
К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев».
Представьте, вы входите в цирк, но там темно. Вместо арены – белый круг. В центре конструкция, похожая на стол, накрытый скатертью, над ней висят странные белые фигуры в кринолинах. По кругу манежа расставлены огромные канделябры, похожие на уродливые сталактиты. Начинается действие с появления на экране изображения девочки, катающейся на велосипеде. Хрипящий голос произносит: «Хочешь, дружок, я расскажу тебе сказочку…» и так несколько раз. Затем появляется некто в котелке и длинных штиблетах - Мастер Д. Если верить программке, его играет Анвар Либабов из «Лицедеев». Он ходит по кругу, что-то бормоча себе под нос, и зажигает фонари. После чего висящие под куполом цирка куклы снижаются и превращаются в девиц, которые стучат деревянными киянками, изрыгают пламя... На блюдо в центре стола из-под купола спускается девушка, более похожая на полуодетую булгаковскую Маргариту, чем на 12-летнюю девочку из сказки Гофмана, и начинается магический пир. Неожиданно гости превращаются во всевозможную нечисть, и становится ясно, что Маша оказалась в подземном царстве Мышиного Короля. Черти в красных камзолах пляшут и скачут с трезубцами и пиками, кувыркаются на батуте, нападают на Машу, но ей на помощь приходят… ожившие гигантские пальто. Затем к ней прилетает Юный Д., он же Щелкунчик. Главный герой в галифе жонглирует булавами, кружится вместе с Машей на трапеции, но вдруг появляются мерзкие чудовища-мутанты, будто вышедшие из американских фильмов ужаса. «Это Мышиный Король!», - звучит голос из динамиков. Принц сражается с кибер-муто-мышами, но силы не равны, и в тайной лаборатории Мышиного Короля его превращают в куклу-робота с телевизором на голове. Падает снег. Через арену вереницей идут черные зайцы на лыжах. Ремарка из зрительного зала: «Режиссеру пора прекращать баловаться с наркотиками». Конец первого действия.
Я спросил у главного продюсера спектакля Олега Чеснокова, кто сможет оценить такое искусство, и он честно признался:
- «Кракатук» не очень подходит для детей, пенсионеров, семейных пар из провинции, поскольку это не «семейный спектакль», а зрелище для «продвинутой молодежи» и любителей экстрима. Тем не менее за год существования проекта спектакль везде шел с аншлагом.
И действительно, гремучая смесь различных сценических жанров - водевиля, пародии, балета, ярмарочного балагана, клоунады под названием «Кракатук» - рождает одновременно самые противоречивые чувства: восторг и иронию, радость, отвращение и удивление... Причем положительные эмоции преобладают, потому что во втором отделении добро (Игрушки) побеждает зло (кибер-муто-мышей), а Щелкунчик возвращает себе прежний облик. В общем, Happy еnd. Зрители, не покинувшие спектакль после первого отделения, долго рукоплескали артистам и несколько раз требовали их на бис.
Объяснить успех представления можно тем, что «ингредиенты» для спектакля подготовили известные в России музыканты, художники, циркачи и хореографы. Новые музыкальные композиции сочиняли Олег Гитаркин (основатель группы «Нож для frau Muller») и Игорь Вдовин (один из создателей группы «Ленинград»). Фантастические костюмы и декорации создавались по эскизам художников Александра Шишкина и Алексея Богданова. Цирковые номера ставил известный артист Валентин Гнеушев, автор знаменитого печального Пьеро, жонглировавшего своими пышными воротниками. Причем каждый номер, который исполняют артисты в представлении, в классическом цирке мог бы стать «гвоздем программы». Чего только стоят прыжок из-под купола цирка на арену или волшебные сцены любви в воздухе – эквилибристика без страховки.
Кроме того, поражает масштабность проекта. В представлении задействованы около 50 актеров, которые во время шоу меняют двести костюмов. Благодаря спецэффектам, декорациям и средствам мультимедиа цирковая арена постоянно меняет свой облик и превращается то в сказочное поле битвы кибермышей с игрушками, то в каток, на который плавно опускаются снежинки, то в огромную ванну, залитую мыльной пеной, над которой в финале триумфально возносится бумажный кораблик с Машей и Щелкунчиком.
Впрочем, каждый зритель сможет сделать для себя выводы сам, но можно смело сказать, что равнодушным «Кракатук» не оставит никого.