Жизнь нельзя закрыть на переучет
– «Испытание рынком» проходят сегодня все: и писатели, и читатели, и разные прочие персонажи. Нередко вполне культурные люди искренне удивляются: в крае не хватает средств на первичные потребности, а тут еще и местные писатели…
– Знаете, по этой логике можно договориться и до более резких вещей: а зачем нам провинция и провинциалы? Умников и в Москве хватит: там и культура, и Европа, и прочее…. Такова рыночная точка зрения на человека…
– Вообще-то, идея рынка стара, как мир. Древняя Финикия, например, тоже была рыночным обществом, но можно ли ее назвать современным государством?
– Во все времена прогресс определяет не обмен товаров, а творческая способность человека. Это и есть ресурс цивилизации. Деградирующий субъект не построит, не удвоит, не защитит…
– Так что же у нас происходит с творчеством? Писатели пишут?
– Где бы я ни бывал, везде одно и то же: рукописи лежат неизданными. У писателей, которые, может, потому и живут, что пишут, нет средств… Теперь не только церковь, но и творческие союзы отделены от государства. Мы общественная организация, не имеющая ни штата, ни бюджета, ни помещения.
– Но в крае многим людям до сих пор известен адрес писательской организации…
– В январе этого года усилиями краевого правительства был создан Литературный центр. Эта государственная структура, располагающая определенными финансовыми возможностями, появилась на свет не только как самостоятельная творческая организация, но и как инструмент действенной помощи ставропольским писателям. Прежде всего мы надеемся на то, что Центр поможет нам возобновить творческие встречи с читателями по всему краю. Что же касается помещения… Платежеспособный Литературный центр взял наше прежнее помещение в аренду. Часть площади отведена и нам. Есть ли у нас беспокойство по этому поводу? Есть. Сегодня руководство края относится к писателям с пониманием, но все в жизни меняется. Что будет завтра?
– А вам не кажется, что во многом это зависит и от самих писателей? Местная литература в определенном смысле существует еще по инерции. В свое время за региональными писателями была закреплена в основном пропагандистская роль… Сегодня же, когда прибыль интересует больше, чем книга, необходимо объяснить обществу, зачем нам нужна местная литература, содержание которой раскрывается по принципу самоценности…
– Согласен. И небольшой рассказ, и великое творение обладают собственной несопоставимой ценностью… Всемирно-исторический роман напишет большой художник, но нашу малую родину, ее людей запечатлеет в слове лишь местный писатель. Если о них не напишет он, не напишет никто. Примеры? «Как стать государем» Т. Шелухина, «Газовый узел» В. Кожевникова, «Без гарантии века» А. Мосинцева и т. д. В старой России, кстати, существовала и была читаема и чтима местная литература. Однако есть существенная разница. В те времена издатель сам платил писателю, выдавал даже авансом гонорар, а теперь, по законам «нашего» рынка, он зарабатывает на писателе…
– …и для литературы это гибель…
– Конечно. К тому же отпадает необходимость в профессиональной критике – а зачем, если популярность можно купить. Или, наоборот, писатель кое-как нашел спонсора и его небольшие деньги, но нанять литературного редактора – это, извините, уже роскошь…
– Александр Иванович, что вы можете сказать о проводимой на Ставрополье реформе местного самоуправления? Влияет ли она на самочувствие писателей?
– Несомненно, ведь затрагиваются очень важные основы нашего бытия. Возьмем для примера Советский район с его сильнейшим отделом культуры. Теперь отдел расформирован в соответствии с федеральным законом № 131. В стране строится политическая вертикаль и одновременно разрушается вертикаль культурная и экономическая.
Раньше для главы администрации все села в его районе были как дети одной семьи. Теперь же задан вектор значительного ослабления солидарных отношений: берите безденежную свободу и самостоятельно думайте, как жить.
– В каждом явлении, хотим мы того или нет, заложены положительный и отрицательный импульсы. Может быть, сейчас, как никогда прежде, проверяются на стойкость наши национальные идеалы, доказательность опыта предшествующих поколений…
– Проверяются, но жизнь нельзя закрыть на переучет. Кстати, около года назад по итогам нашего отчетно-выборного собрания в «СП» появилась публикация с примечательным заголовком «Литераторы предпочитают поступки». Эта фраза стала нашим девизом. Перемены застали писателей врасплох – во все времена литературный процесс встроен в процесс исторический, но жизнь и работа – это действительно, прежде всего, поступки.
– Что конкретно вы имеете в виду?
– Решение о возобновлении деятельности литературного альманаха «Ставрополье». Создание Литературного центра… Это акции нашей краевой администрации. Тут важно заметить: власть понимает, что и она, и писатели служат общему делу.
– Давайте определим – какому?
– Чтобы могли эффективно заработать новые экономические и образовательные программы развития, нужны старые консервативные ценности: любовь к своей стране, патриотизм, этика коллективного служения…
– Что же в этом направлении делают наши писатели?
– Полжизни я отдал кино, реконструировал в Пятигорске кинотеатр «Космос», создал при нем творческий клуб «Лимузин» – литература, музыка, интеллект – и… сохранил убеждение, что живое общение писателя и поэта с людьми имеет большой смысл. Прогнозируется общественное мнение, создается живая окололитературная атмосфера… Долгие годы при газете «Кавказская здравница» существует литературное объединение «Слово». Мы «вспомнили», что еще в 30-е годы прошлого столетия его организовал известный писатель Эфенди Капиев и устроили праздник русской словесности, присвоив его имя литературному клубу. К нам приехали гости из Дагестана (родины писателя), заместитель министра культуры СК Владимир Лычагин. Это событие стало фактом культурной жизни Кавминвод.
– От ставропольского писателя Вадима Чернова я слышала о вечерах памяти забытого поэта Сулеймана Стальского.
– Мы дружим с культурным центром народов Дагестана и каждую субботу в доме Алябьева проводим поэтические вечера. У Стальского был 135-летний юбилей, и в это время в Пятигорске находился поэт Давид Кугультинов. Он пришел к нам в гости – встреча превратилась в праздник поэзии. Надо знать, как поэт относится к русскому слову и какую магнетическую атмосферу создает на встречах с читателями.
Хочется вспомнить и о поездке в станицу Марьинскую Кировского района. Мы приехали небольшой поэтической группой – А. Мосинцев, О. Воропаев, И. Аксенов, Е. Зимин – установить мемориальную доску в память о жившем здесь поэте Валентине Марьинском, взявшем себе псевдонимом название станицы. Встречаем по дороге местных мальчишек, и они нам объясняют, что их село названо так в честь знаменитого поэта!..
– Хорошим поступком было издание литературно-художественного сборника, посвященного 60-летию победы. А сколько встреч провели наши писатели и в Ставрополе, и по всему краю в эти юбилейные дни! Значит, писательская организация жива?
– Жива и полна творческих планов. Необходимо, как это ни сложно, решить задачи профессиональной учебы членов литературных объединений края. Есть также большое желание издать художественный сборник под условным названием «Мы православные». Существует и договоренность о том, что один из выпусков всероссийского журнала «Наш современник» будет посвящен ставропольской литературе – этот вопрос тоже решается при участии краевого правительства.
– Александр Иванович, вы уже год возглавляете писательский союз. Что считаете сегодня главным?
– Серьезных проблем много. Не решена, скажем, законодательная база писательского труда. Наше правление этим занимается, пишем запросы в Государственную Думу, получили уже ответы от Кобзона и других. Всем трудно в условиях такого жесткого рынка, но жизнь не остановилась, и свой оптимизм я нахожу вот в чем. Мы не только «местные писатели», но и местные жители. У нас общая родная земля, способная открыть в человеке такие достоинства, которые в чужой среде в принципе быть открыты не могут.