Фундамент будущей России
Вернее, для тех россиян, кто понимает значимость этого закона. На днях мы узнали, что Владимир Семенович проводит отпуск на Кавминводах. Позвонили, и председатель комитета федеральной Думы согласился дать эксклюзивное интервью корреспонденту «СП».
- Для Ставропольского края, который в экспериментальном порядке на год раньше других регионов начал реформу местного самоуправления, приостановка 131-го закона чревата если не катастрофой, то хаосом…
- Прежде всего хочу сказать, что 131-й закон приостановлен не будет. тот законопроект, который мы приняли в первом чтении в последний день весенней сессии, многие истолковали не иначе как отмену 131-го закона. Я согласен – документ противоречивый. А появился он по двум причинам. Во–первых, есть немало противников местного самоуправления как такового. С ними все ясно. Однако существуют и те, кто в принципе не возражает, однако считает, что нельзя внедрять закон в полном объеме с первого января 2006 года…
- И чем они обосновывают свою позицию?
- Тем, что страна у нас огромная, уровень и условия жизни разнятся значительно. Системы власти в республиках, краях и областях тоже существенно отличаются. Ставрополью проще, поскольку у вас местное самоуправление было организовано по поселенческому принципу. В большинстве же регионов муниципалитеты действовали только на районном уровне, а в некоторых и вовсе власть, по сути, была только государственной. Например, в Татарстане президент назначал глав администраций районов, а те назначали глав поселений. Не было во многих регионах и официально закрепленных границ муниципальных образований. Причем не только у сел, но даже у крупных городов. Представьте себе, оказывается 700-тысячный Тольятти до недавнего времени жил, не зная, где именно заканчивается территория города. А ведь очень скоро земля поселений станет весьма существенным экономическим фактором.
- Так все-таки, когда закон вступит в силу?
- Тот законопроект, который мы приняли в первом чтении, будет существенно переработан. Норма, которая переносит выборы депутатов на поселенческом уровне до 2007 года, уверен, не сохранится. Выборы во всех регионах должны завершиться до первого ноября нынешнего года. С теми, кто не уложится в эти сроки, будем разбираться отдельно и на правительственном уровне, и в комиссии администрации президента. Закон обязательно вступит в силу с первого января 2006 года. И не только потому, что Ставропольский край и Новосибирская область уже по нему живут. И не только потому, что в 20 регионах уже провели выборы на поселенческом уровне. Если мы вздумаем медлить, то обвалим все правовое поле в стране.
- Из-за одного закона - все правовое поле?..
- Дело в том, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»-это пакетный закон. Специально под него внесены изменения в 150 федеральных законов и правовых актов, приняты новые Градостроительный и Жилищный, изменены Налоговый и Бюджетный кодексы. С первого января 2006 года будут совсем иные межбюджетные отношения как на федеральном и региональном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
- Но ведь вы сами признали, что экономическая и политическая обстановка весьма в регионах разная…
- Поэтому мы постарались создать условия, чтобы субъекты могли регулировать эту готовность самостоятельно. Переходный период будет продлен до первого января 2009 года. Так что каждый сможет без спешки внедрять на своей территории те или иные положения 131-го закона. Но, уверяю, в интересах самих регионов пройти этот переходный период как можно быстрее. Кто будет медлить – проиграет. Поскольку я сам из Поволжья, то могу привести конкретный пример. Самарская область с самого начала стала энергично входить в рынок. Пережили тяжелый период ломки устоявшихся экономических отношений, но зато сейчас это весьма динамично развивающийся регион. В соседней Ульяновской области попытались «законсервировать» советский строй. Да, поначалу там и хлеб был дешевый, и колбаса. Но потом регион стал все больше и больше отставать от соседей. Сегодня новый губернатор ломает голову, как вывести область из депрессивного состояния. Так и относительно реформы местного самоуправления всем надо твердо усвоить: возврата назад не будет, за муниципалитетами будущее.
К сожалению, правительство Российской Федерации с запозданием приступило к реализации закона. До сих пор не подготовлены многие нормативно-правовые акты, особенно в той части, которая касается разграничения собственности.
- Губернатору и правительству края достается от оппонентов за «форсаж». В ответ наша власть утверждает: опыт ставропольчан, пусть даже и негативный, поможет избежать ошибок всей стране. Хоть какие-то из тех шишек, что мы набили, пригодились федеральным законодателям?
- Мы старались и стараемся откликаться на все замечания с мест. Начиная с декабря прошлого года в ФЗ № 131 внесено немало поправок. Что касается конкретно опыта Ставропольского края, то в апреле, на семинаре в Кисловодске, ваши товарищи подсказали: может быть в сельской местности на уровне поселений не стоит разделять должности главы исполнительной и представительной власти. Депутаты федеральной Думы услышали это пожелание и в июне приняли поправку, которая дает право депутатам сельских поселений самим решать, будет ли один человек совмещать две должности или нет. Единственное, что это решение должно быть отражено в уставе муниципального образования. Президент России 20 июля подписал поправку.
Другой пример. Ваш министр финансов Татьяна Погорелова, представители органов самоуправления говорили: измените порядок финансирования муниципальных образований. Сейчас они могут получить помощь только из бюджета региона через механизм выравнивания бюджетной обеспеченности. А это порождает иждивенческие настроения. Ставропольчане попросили: дайте право субъектам заменять финансовую помощь на дифференцированные поступления от региональных и федеральных налогов. По этой подсказке мы тоже внесли поправку.
- Боюсь, весь наш разговор интересен только специалистам, главам администраций, депутатам. А подавляющее большинство жителей этих самых муниципальных образований воспринимают дебаты о всяких там «дифференцированных поступлениях от налогов» как очередную чехарду, затеянную чиновниками.
- И правильно делают. Даже разговоры о городских поселениях, сельских поселениях им совершенно ни к чему. Эти термины важны только для специалистов, поскольку позволяют им разграничить полномочия, собственность. А человек как жил в конкретном городе или селе, так и живет. Ему важно, чтобы вовремя вывозили мусор, ремонтировали тротуары, бесперебойно подавали воду. А для этого он должен усвоить одну простую вещь. Только от местных властей теперь будет зависеть, тепло ли в домах, освещены ли улицы. Но никогда власть не будет работать эффективно, никогда все деньги не будут идти по назначению, если мы не научимся регулярно требовать отчета: кто, когда и на что потратил каждую муниципальную копейку. А если денег решительно не хватает, то жители должны спросить с главы и депутатов муниципального образования, почему те не отстояли необходимые параметры бюджета муниципалитета, почему не потребовали от региональных властей изменить нормативы отчислений, почему не развивают налоговую базу на своей территории. Могу заверить, что уже в ближайшей перспективе органам местного самоуправления заложат ключевые доходные источники: налог на землю, налог на имущество физических лиц, 30 процентов подоходного налога (и предоставят право регионам увеличивать эти отчисления еще на 10 процентов). Так что от нас и только от нас будет зависеть, как мы станем жить.
- А сколько, по-вашему, потребуется времени, чтобы произошел этот переворот в сознании, чтобы рядовые россияне ощутили себя хозяевами своей судьбы?
- Ожидать скорых перемен в самосознании населения не приходится. Многое будет зависеть от федеральных властей, от того, какие процессы политического развития будет проходить страна. Помните: Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы по капле выдавить из сознания рабскую психологию… Но я абсолютно убежден в том, что сейчас, развивая основные принципы местного самоуправления, мы закладываем фундамент будущего России – для людей мыслящих, людей свободных, не боящихся ответственности за свою судьбу.