Без свечей и икон
В богатом на национальную и религиозную палитру Ставропольском крае о молоканах известно не очень много. Хотя, по их же собственным подсчетам, у нас, а также у соседей, в Краснодарском крае, проживают самые крупные общины. Например, на Ставрополье молокан более 500 человек. Примечательно и то, что живут молокане, приехавшие туда преимущественно из Азербайджана, в основном в Кочубеевском районе, а вот на Кубани общину составляют приезжие из Грузии и Армении.
Интересно, что таким образом эта дата отмечается раз в сто лет. И если прошлый юбилей, в 1905 году, праздновали в Грузии, то нынешний выбор места его проведения пал на село Кочубеевское, где находится первый в России центр молокан.
Происхождение названия «духовное христианство» нужно искать в том, что молокане отрицают обряды и постановления, принятые другими христианскими церквами. В молитвах и при исполнении других религиозных треб они не прибегают к внешним атрибутам или установленным формам, не признают каких-то особенных святых мест, церковной иерархии, священства. Не ставят свечей перед иконами, которых вовсе не имеют. Молитвенные дома у них без украшений и колоколен. Они не молятся святым и не признают мощей. А еще не едят свинину и колбасу. Не курят табак, а пить алкоголь молоканам разрешено только в случае острой необходимости (например, при болезни).
В России это учение долго и жестоко преследовалось. Его адептов нередко приговаривали к смертной казни или сажали в тюрьму. «Легализовал» учение указ Александра I, подписанный в 1805 году и давший молоканам свободу вероисповедания.
На 200-летний юбилей в Кочубеевском собрались представители свыше 60-ти общин. Старцы с длинными бородами, женщины, прикрывающие головы платками. Много детишек. Одежда расшита бисером, украшена вышивкой. Мужчины перевязаны поясами, женские наряды все длиною до пят. Есть в их облачении что-то неуловимо древнее, из старой Руси.
Молокане от души наслаждались духовной пищей, впрочем, с удовольствием принимая и обычную (только на обед в программе отводилось три часа). За столом неспешно вели речи, пели песни. Молились. К слову сказать, молитвенный дом, где проходила встреча, помогли построить американцы, которые дали на «раскрутку проекта» 40 тысяч долларов. Достраивали собственными силами и руками.
Как рассказали представители иногородних общин, желающих присутствовать на встрече было гораздо больше. Но пугает пересечение границы. С «прелестями» ее прохождения столкнулась практически каждая делегация. Кого-то продержали несколько часов. Гости из Азербайджана из-за путаницы с документами и вовсе остались без паспортов. И все-таки главная проблема молоканских общин на данный момент – это уход молодежи.
- Нет, мы не ощущаем какого-либо притеснения. Но по сравнению с другими республиками материально живем хуже всех. Потому наша молодежь вся уехала в Россию. В общине остались в основном старики, - рассказывал главный пресвитер молокан Грузии Федор Неудахин.
На Украине в селах, в которых когда-то зародилось молоканство, теперь их не осталось вовсе. А в северо-осетинской общине, состоящей из 150 человек, воспитываются лишь десять детишек. Основным же ее членам от 55 лет и выше.
- А как молокане уживаются с другими религиями?
- Мы не мешаем друг другу. Раздора нет. Вместе с нами в селах живут представители самых разных направлений – баптисты, адвентисты… Мы с ними дружим. Ходим в гости, к себе приглашаем. Конечно, бывают разногласия по слову Божию. Спорим, но не конфликтуем. Единственные, с кем мы порвали отношения, – свидетели Иеговы. Слишком разная у нас вера.

Депутаты Думы Ставрополья приняли более десятка законопроектов
Во время оккупации Ставрополя краевой конторе Госбанка удалось спасти все ценности

На Ставрополье за уровнем рек следят каждые десять минут

Родители выпускников на Ставрополье написали ЕГЭ

В феврале годовая инфляция на Ставрополье ускорилась до 11,8 процента
