Лето – время отпусков, а значит, и путешествий. И, конечно, связанных с этим приключений, иногда неприятных. К ним, как говорится, лучше быть готовым и знать, как действовать в трудной ситуации.

Представьте, что вы отстали от поезда. Не дай Бог, конечно! Но все-таки… Главное, не паниковать. А своевременно сообщить об этом начальнику станции или замещающему его лицу, который своей властью возобновит годность проездного документа на следующий поезд. Если же вы остались без билета (уехал в вагоне), попробуйте дать телеграмму начальнику поезда (механику-бригадиру) о снятии личных вещей и передаче на станцию, какую укажете.

Имейте также в виду, что, если проездные документы после отправления поезда остались в кармане у провожающего, вы автоматически становитесь «зайцем», с которого взыскиваются штраф и стоимость проезда в полном размере. Если платить откажетесь, придется выйти на ближайшей станции. Впрочем, вторично внесенные платежи за проезд могут быть получены обратно по письменному заявлению пассажира в адрес железной дороги отправления. Надо только приложить все необходимые документы.

А еще надо знать, в каких случаях железная дорога вправе отказать в перевозке или удалить пассажира из поезда. Если при посадке или в пути следования он нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию окружающих. Стоимость проезда за, так сказать, непроследованное расстояние в этом случае не возвращается. Если самочувствие таково, что требуется врачебная помощь или болезнь опасна для окружающих, пассажир удаляется из поезда на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию клиента или возвращает стоимость билета за непроследованное расстояние (за вычетом стоимости плацкарты), или делает отметку о продлении срока действия проездного билета на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения. А еще – работники железной дороги вправе удалить из вагона «зайца». Но это, кажется, известно всем.

Если вам удобнее выехать с поездом, отправляющимся ранее того, который значится в вашем билете, обратитесь в кассу для наложения нового компостера. Ранее приобретенные проездные документы сохраняют свое действие, если пассажир следует в поезде и вагоне той же категории и по тому же маршруту. Если пассажир выбирает комфорт классом повыше или другой маршрут, взимается разница в стоимости. При желании можно следовать и в вагоне низшей категории, но в этом случае неиспользованные доплаты (за плацкарту и скорость) возврату не подлежат.

Кстати, полезно также знать, что пассажир имеет право в пути один раз сделать остановку – с продлением срока годности проездного документа – в одном пункте и не более чем на 10 суток. Для этого он обязан предъявить свой билет начальнику станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу в течение 4 часов с момента прибытия поезда на станцию. Перерыв в поездке по пригородному билету не допускается.

Пассажир имеет право в пути перейти в вагон высшей категории, если там имеется свободное место. Об этом надо заявить начальнику поезда через проводника вагона. Переход должен быть оплачен и оформлен в билетной кассе одной из станций по пути следования поезда или непосредственно у начальника поезда. А вот если вы не по своей вине остались без места (например, кассир выдал на него по ошибке два билета), то в этом случае поездное начальство обязано устроить вас во что бы то ни стало. И если это будет вагон более высокого класса, чем тот, что значится в вашем билете, ничего доплачивать вы не обязаны. Если путешественник от предложенной замены отказывается, ему возвращается стоимость проезда.

При содействии службы по связям с общественностью СКЖД.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ