Согласно документу, под которым была поставлена подпись главы государства, губернаторы могут теперь в своих регионах координировать действия управлений МВД, МЧС, Минюста, Федеральной службы исполнения наказаний, регистрационного ведомства, службы судебных приставов, других федеральных служб и агентств, подведомственных российским министерствам. Еще более важным представляется другой закрепленный в указе пункт. Президент обязал федеральных министров до решения вопроса о кандидате на соответствующую должность в регионе согласовывать эту кандидатуру с губернаторами. Впрочем, указ говорит, что в случае отказа кандидатура предлагается вновь, и лишь после повторного отказа федеральный министр уже сам принимает решение, не оглядываясь на мнение руководителя региона.

Указ президента последовал сразу после заседания Государственного Совета РФ, прошедшего в Калининграде. Главы ряда регионов выступили с открытой критикой федерального центра, который, по их мнению, «узурпировал» управленческую вертикаль, оставив на откуп регионов лишь незначительные крохи властных полномочий. Губернаторские высказывания были по-настоящему зубодробительными и сводились к тому, что те не хотят играть роль свадебных генералов на своей территории, а без наделения их полномочиями решать стратегически важные вопросы невозможно.

Президенту пришлось реагировать. В Калининграде глава государства пообещал, что федеральный центр готов уже в ближайшее время передать на уровень субъектов 114 полномочий, закрепленных сейчас за Москвой. Указ, о котором идет речь, был подписан в тот же день и сыграл своеобразную примирительную роль, отчасти утолив «голод полномочий» региональных лидеров. Становится ясно, что президент к губернаторской критике был явно готов. Как говорят многие, окончательный перечень полномочий еще предстоит утвердить, но уже сейчас важен сам факт – готовность федерального центра «усиливать» регионы. И, несмотря на то, что в президентском указе больше политики, показательного политеса в отношении регионов, из него, при правильном использовании, может получиться неплохой инструментарий для аргументированного отстаивания губернаторской позиции перед Москвой.

Если следовать логике развития событий, отчасти президентский указ умалил роль полномочных представителей президента РФ в федеральных округах, отдалив от этих структур кадровые вопросы. С другой же стороны, он установил некий баланс интересов: полпреды предлагают кандидатуры глав регионов и вполне могут вспомнить «сговорчивость» губернаторов при назначении «федералов».

Впрочем, это мнение небесспорно. Главный федеральный инспектор в Ставропольском крае Александр Коробейников придерживается иной точки зрения. По его мнению, представительства президента в федеральных округах будут совместно с главами регионов вырабатывать кандидатуры будущих начальников федеральных ведомств на местах. Таким образом, «сито отбора» получится еще более мелким, что положительно отразится на конечном результате. Еще он рассказал, что после выхода президентского указа полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак провел совещание в Ростове, где говорилось, что роль федеральных инспекторов в социально-экономической жизни регионов будет теперь увеличена. Они станут инициаторами федеральных проверок «вверенных» территорий. Так, совсем скоро на Ставрополье начнется проверка курортной собственности на Кавказских Минеральных Водах. Особое внимание будет уделено профсоюзной собственности. А следующим поводом для анализа станет демографическая ситуация в крае в контексте социально-экономического развития.

Вместе с тем президентский указ, по словам Александра Коробейникова, добавил не только полномочий, но и ответственности региональным лидерам. Из их колоды выпадает веский аргумент: мол, Москва назначила чиновника, он и недоглядел на вверенном направлении. Теперь ответственность за результаты деятельности территориального руководителя федерального ведомства лежит и на главе региона.

Как же отреагировали на президентский указ сами «федералы»? Главный судебный пристав края Геннадий Кутепов считает, что указ является логическим продолжением выстраивания вертикали власти. После введения нового порядка избрания губернаторов этот шаг, по его мнению, вполне закономерен. Начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний по СК Михаил Кривенко полагает, что такое решение главы государства не вполне логично, ведь, если служба федеральная, ее не следует ставить в какую-то зависимость от регионов. Коли следовать букве указа, то и подчиненность ведомства должна быть региональной, иначе выстроенная сегодня вертикаль может дать сбои в работе. Начальник Главного управления МЧС по СК генерал-майор Игорь Одер считает правильной закрепленную указом схему. По его словам, он сам был назначен на нынешнюю должность федеральным министром Сергеем Шойгу по согласованию с губернатором Александром Черногоровым, и поэтому для него чего-то нового указ не несет. И. о. руководителя Федеральной регистрационной службы РФ по СК Дмитрий Ковалев уверен, что в этом случае следует вспомнить о принципе римских юристов: когда закон принят, его нужно исполнять, а не обсуждать. Тем и намерен руководствоваться. Прения возможны на стадии разработки, сейчас же, как говорится, поезд ушел.

Указ главы государства – лишь вершина айсберга. Российскому правительству отведен двухмесячный срок для разработки положения о взаимодействии и координации губернаторов и подведомственных кабинету министерств. Администрации же президента предстоит подготовить и внести в Государственную Думу РФ законопроект, который приводит в соответствие с указом уже существующие нормативные акты. Но несмотря на то, что этот вопрос кажется лишь «техническим», неожиданности на этом этапе возникнуть все же могут. И хотя этот ход развития событий кажется маловероятным, ведь думское проправительственное большинство сегодня нечасто перечит президенту, все может статься.

Ефим КУЦ