Место взрыва
Одно из самых чудовищных злодеяний террористы совершили в марте 2001 года в Минеральных Водах. В то воскресное утро у входа на Центральный рынок от взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля погибли двадцать пять ни в чем не повинных людей и около 150 получили увечья. Причем жертв могло оказаться еще больше, если бы не профессионализм и самоотверженность минераловодских медиков…
- Никогда не думала, что увижу столько крови, горя и смертей! Я по сей день, как раздастся сильный гром, пугаюсь. Родные успокаивают: «Не бойся – это только гром».
Это сейчас. А четыре года назад медсестра процедурного кабинета Минераловодской поликлиники Елена Бенедовская, не раздумывая, побежала в больницу спасать изувеченных чудовищным взрывом людей. Такого горя в Минеральных Водах не знали со времен фашистской оккупации.
«Скорая» под номером шесть с врачом Валерием Самко и фельдшером Антониной Гимбатовой на место трагедии примчалась одной из первых. Даже им, опытным профессионалам, повидавшим всякого за годы работы на станции «Скорой помощи», с подобным сталкиваться не приходилось. Десятки окровавленных людей, изувеченные трупы, оторванные руки, ноги на залитом кровью, усыпанном осколками стекол асфальте. И все покрыто слоем серой, осевшей после взрыва пыли.
- Но паники не было, - вспоминает Антонина Николаевна. – Здорово помогали совершенно посторонние люди, которые в тот момент оказались в районе рынка. Пока они грузили раненых в машины «Скорой помощи», в такси, в частные легковушки, мы оказывали первую помощь.
Одну партию раненых за другой отвозили «Скорые» в городскую и железнодорожную больницы. Тут же возвращались, помогали раненым на месте. Иной раз впору было заголосить от горя. Но сдерживались, четко выполняли свою работу.
- Меня позвали за автобусную остановку, куда взрывной волной отбросило женщину, - вспоминает врач «Скорой» Ольга Хандурина. – Подошла, вижу, лежит знакомая нашей семьи. Грудь пробита осколком стекла, спасти невозможно.
Лишь поздно вечером, когда развезли раненых и обслужили неотложные вызовы, врачи и фельдшеры собрались на базе. Только тогда, как они в один голос утверждают, до сознания дошел весь ужас произошедшего. Впрочем, на этом запарка не закончилась. Один за одним пошли вызовы к родственникам погибших и раненых. Многих пришлось спасать от сердечных приступов.
- Стоило по телевизору показать кадры с места взрыва, как кому-нибудь становилось плохо, - вспоминает фельдшер Михаил Шипилов. - Этот кошмар продолжался дней десять, пока не закончились все траурные мероприятия.
Отличилась в тот день и медсестра поликлиники Елена Бенедовская. Не медля ни минуты, она заперла кабинет, извинившись перед больными, и побежала в расположенный рядом стационар центральной районной больницы. Весь приемный покой уже был завален ранеными. Из палат приносили одеяла, стелили на пол и прямо на них укладывали изувеченных людей.
- Куда мне идти, где надо помочь? - только и спросила Елена.
Ее тут же направили в хирургию, где спасали тяжелораненых. До сих пор перед глазами один из пострадавших…
- Парень моложе меня. Сильно обгоревший, нога оторвана, висит на коже. Большая рана в боку, на затылке. Он в шоке, беспрерывно повторяет: «Помогите мне, пожалуйста!» Каким – то образом прорвалась его жена – совсем еще молоденькая девочка. Бьется в истерике, кричит. Оказывается, их ребенку всего год, парень пошел на рынок за продуктами. И вот на тебе… Я как могла успокаивала: «Он же жив!». Но, к сожалению, спасти этого молодого человека не удалось..
Более сорока сотрудников минераловодской станции «Скорой помощи», поликлиники и центральной районной больницы за мужество и профессионализм, проявленные при ликвидации последствий теракта, были награждены грамотами, знаками, медалями. В частности, знак «Отличнику здравоохранения» получила бригада «шестерки» - Антонина Гимбатова и Валерий Самко, а также медсестра процедурного кабинета Елена Бенедовская.