Перспектива однажды утром топать на работу пешком едва ли порадует законопослушных налогоплательщиков, которым посчастливилось жить в Октябрьском районе краевого центра. А именно это удовольствие обещает им и.о. начальника местного ОГИБДД Иван Ескин, в случае, если проезжая часть «аварийных» улиц не будет отремонтирована в ближайшее время.

О состоянии дорог жителям района известно не по- наслышке: с многочисленными «неровностями» приходится иметь дело ежедневно. Впрочем, с этой проблемой население, по-видимому, уже смирилось. Но, чтобы вовсе остаться без общественного транспорта, – это уже слишком!

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к заместителю начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД СК подполковнику Евгению Чижову.

– Увы, любые другие попытки обратить внимание местных властей на состояние вверенных им дорог малоэффективны. В ответ на предписания и протоколы звучит одно и то же оправдание – проблемы с финансированием. Но стоит поставить вопрос ребром: или проезжая часть будет срочно отремонтирована, или мы полностью перекроем по ней движение транспорта, как работа по латанию дыр тут же закипает. Вмиг находятся и силы, и средства. Так было с улицами Руставели и Попова в Октябрьском районе Ставрополя. Позже история повторилась в Пятигорске. Здесь дело чуть было не дошло до «закрытия» сразу восьми улиц. О решительных намерениях госавтоинспекция поставила в известность администрации курортного города и Кавказских Минеральных Вод, прокуратуру. И снова после «ультиматума» деньги нашлись.

– Евгений Анатольевич, кто конкретно должен следить за состоянием дорог в крае, заниматься их обустройством и ремонтом?

«Хозяев» у проезжих частей Ставрополья несколько. Большая часть дорожной сети региона относится к местной категории. Частных автомагистралей у нас в крае нет, федеральных немного. Так что за состоянием ставропольских дорог в основном должны следить их владельцы – управления дорожного хозяйства СК и Северо-Кавказских автомобильных дорог, за уличной сетью городов и районов – местные администрации.

Но, чтобы навести порядок на дорогах Ставрополья, необходимо взаимодействие органов местного самоуправления с дорожными организациями и госавтоинспекцией. Пока совместная работа продвигается крайне медленно. Местные власти получают от нас исчерпывающую информацию об имеющихся на дорогах проблемах, но средств на их устранение изыскать не могут.

– В каком состоянии сегодня находятся дороги Ставрополья, и есть ли опасения, что внеплановые «перекрытия» будут повторяться?

– О массовом закрытии дорог речи не идет. Конечно, содержание дорожной сети и обустройство искусственных сооружений вызывает у госавтоинспекторов множество вопросов, но в целом ситуация пока не критическая. Есть, к примеру, нарекания к региону КМВ. Проезжая часть большинства улиц курортных городов обезображена ямами. На дорогах практически стерта горизонтальная разметка, требуют обновления дорожные знаки. Та же ситуация – на отдельных участках федеральных трасс. Ежегодно растет аварийность на перегруженных транспортом автомагистралях. Некоторые из них нужно срочно расширять: они давно исчерпали свою пропускную способность. Прежде всего это касается автодорог Пятигорск-Георгиевск, северо-западного обхода Пятигорска.

Много ДТП на Ставрополье случается в ночное время. Удивляться здесь нечему: зачастую это связано с плохим освещением проезжей части, особенно в населенных пунктах. Есть и еще масса других проблем. О них хорошо известно городским и районным администрациям, министерству промышленности, транспорта и связи СК, управлению Северо-Кавказских автомобильных дорог. Именно от них во многом зависит состояние дорожной сети региона.

– Довольны ли автоинспекторы качеством ремонтно-строительных работ, кото-рые пусть и нерегулярно, но все же ведутся на дорогах края?

– В крае практически не ведется капитальный ремонт дорожного покрытия, заделываются, как правило, лишь отдельные рытвины. Но такие заплатки недолговечны. Хотя заменить асфальтовое покрытие на одной из улиц даже с интенсивным движением, в общем-то, не составляет большого труда. Есть претензии и к нанесению разметки на проезжей части, в частности, к качеству используемых материалов. Если термопластические линии сохраняются в течение двух-трех лет, то краска выцветает меньше чем за полгода. Наносят же ее один раз в год в весенне-летний период вместо двух раз, как это положено по технологии.

– По статистике, каждое четвертое ДТП на дорогах края так или иначе связано с неудовлетворительным состоянием проезжей части. Кто должен возмещать ущерб автовладельцу, чья машина пострадала, к примеру, из-за выбоины в асфальте или же отсутствия предусмотренной дорожной разметки?

– Само по себе некачественное состояние дорог – это не основная причина автомобильных аварий. Ямы, неработающий светофор или что-либо другое могут лишь способствовать ЧП. Но компенсация ущерба водителю в таком случае действительно предусмотрена федеральным законодательством. Автомобилист, разбив машину по «вине» дороги, может обратиться с соответствующим иском в суд. Ответчиком в этой ситуации выступает «владелец» проезжей части. Главное, чтобы при определении причины аварии присутствовал госавтоинспектор, а со стороны водителя не было нарушений правил дорожного движения. К примеру, если автомобилист несся на повышенной скорости и во время маневра колесо машины угодило в яму, из-за чего и произошло ДТП, то компенсации на ремонт транспортного средства ему не получить. В остальных случаях проблем быть не должно. Главное, не бояться отстаивать собственные права и законные интересы даже через суд.

Евгений СУХАРЕВ