Ломоносов ставил учителя первым
На коллегию были приглашены также немало руководителей образовательной сферы, что напрямую связано с важностью обсуждавшегося вопроса: состояние и перспективы развития педагогического образования в крае.
Cтавропольский государственный университет десять лет назад «вырос» из педагогического института. Но и в более высоком статусе остается весьма важным «действующим лицом» на поле педагогического образования, отметил в своем выступлении ректор СГУ профессор В. Шаповалов. Он призвал собравшихся коллег покончить наконец с имевшей место в последние годы некоторой не очень умной конфронтацией. Да, в крае есть и другие вузы, в той или иной мере занимающиеся подготовкой педагогических кадров, но, уверен В. Шаповалов, СГУ по-прежнему остается ведущим учебным и методическим центром, базой для подготовки учителей. Это отнюдь не ущемляет ничьих интересов, но лишь позволяет расставить все по своим местам. У каждого вуза должно быть четкое представление о том, каких специалистов, для кого, в каком количестве он готовит, на какую поддержку государства реально может рассчитывать. Первыми должны сориентироваться органы управления образованием края, оценить потребности школы и решить, какому учреждению образования поручить реализацию конкретного направления. Беда отечественной управленческой системы в том, что бал правят, к сожалению, не самые достойные персоналии. Педагогический комплекс края должен складываться вокруг Ставропольского госуниверситета, считает его ректор. Но работы хватит и Пятигорскому лингвистическому, и Ставропольскому аграрному университетам, и Ставропольскому педагогическому институту, и всем колледжам. При этом педагогическая составляющая в самом СГУ, конечно, лишь часть всего образовательного комплекса университета как многопрофильного учреждения.
Рассказав о том, что собой представляет СГУ сегодня, В. Шаповалов затронул ряд актуальных вопросов модернизации образования. Говоря о проблеме сохранения малых сельских школ, он, в частности, высказал такое предложение: вместо доставки учащихся из малых сел в школы более крупных населенных пунктов, почему бы не подумать о том, что, может быть, лучше организовать доставку педагогов к этим ребятам? Требует пристального внимания и формирующееся профильное обучение в школах. Пришло время определиться с отношением к единому государственному экзамену.
С основным докладом на коллегии выступил первый заместитель министра образования края Л. Харченко, подчеркнувший, что в настоящее время подготовку кадров для краевой системы образования ведут 15 образовательных учреждений (вузов, их филиалов, колледжей). Практически сложился региональный комплекс, объединяющий до-школьные учреждения, школы, колледжи, вузы и послевузовское образование, в идеале обеспечивающий подготовку специалистов. На практике же до идеала еще далеко. Сегодня в школах края сохраняются около 600 вакантных мест, проще говоря, учителей не хватает. А возраст едва ли не половины работающих педагогов приближается к пенсионному. И одновременно у нас растет число безработных учителей, разочарованных неадекватно низкой оценкой их труда и покидающих школы.
Содоклад представил проректор Ставропольского госуниверситета профессор В. Белозеров, развивший основные мысли, обозначенные в выступлении В. Шаповалова. Руководители местных органов власти должны уделять больше внимания работе с будущими кадрами, начинать ее еще на стадии обучения педагога в университете, как это делают сегодня ряд фирм и учреждений края, сказал В. Белозеров, этот опыт следует перенимать обязательно, если район, город или село хочет, чтобы завтра молодые специалисты ехали туда работать. Стоит вспомнить, как высоко в свое время ставил учителя сам Ломоносов, отводя ему главную роль в народном просвещении!
Своим видением проблемы поделился с собравшимися ректор Пятигорского государственного лингвистического университета профессор Ю. Давыдов, в частности затронувший вопросы вхождения отечественной системы образования в общеевропейский процесс. Прежде чем говорить о сотрудничестве с коллегами в рамках Болонского соглашения, считает он, мы должны наладить межвузовское сотрудничество в рамках края и своей страны. Потому что отечественное образование имеет свои хорошие традиции, ни в чем не уступающие западным. Спешить перенимать чужой опыт не следует, сначала надо оценить его полезность для наших условий.
Итог состоявшейся дискуссии подвела заместитель председателя правительства края А. Золотухина, отметившая, что разговор этот посвящен не просто подготовке учителя, а, по большому счету, - будущему России, поскольку роль педагога в воспитании нового поколения трудно переоценить. Хотелось бы, добавила она, чтобы это понималось как можно большим числом людей, ответственных за происходящие поворотные процессы в нашем обществе.