Счастье – это когда не спрашивают «зачем»
Для Кости Романенко семейные взаимоотношения, по крайней мере, на сегодняшний день, - вопрос самый легкий и ясный. Зачем он любит родителей, бабушку, дедушку? Чтобы любить.
Костя только что закончил ставропольскую школу № 34: позади волнения выпускного вечера, впереди – взрослая жизнь. Сейчас он готовится к поступлению на факультет журналистики, мечтает стать телевизионным политическим обозревателем. «Действительно интересует политика? – спрашиваю Костю. - А других больше реклама, психология, менеджмент».
- Политика для меня – мужское дело. Пока всерьез не заинтересуешься тем, что происходит в мире, не повзрослеешь. Мы с друзьями следим за событиями на Украине, в Америке, Грузии. Политика везде… Увидишь нищего старика и начинаешь мучиться вопросами – почему это происходит? Как вообще возможно?..
Костя пишет стихи, в которых белорусы, украинцы и русские по-прежнему связаны крепкой дружбой. Политические события они часто обсуждают и с Верой Николаевной Назаренко. Именно она – его любимая бабушка, с которой он так удачно дружит и все свои секреты сообщает сначала ей, а уж потом родителям. Да и Костя все знает о «своей Верусе». Бабушку он с малых лет называет Верой, неосознанно, может быть, желая, чтобы она оставалась молодой.
Родители Кости и Вера Николаевна живут по соседству, на одной улице. Пересмотрев за день все новостные телепрограммы, он раз десять успевает позвонить и ей: «Как дела? Как давление?» А на субботу и воскресенье перебирается к бабушке в гости: надо много чего по хозяйству сделать – помогает всегда весело и азартно.
Частенько, не сговариваясь, они выключают телевизор и поют вместе песни – казачьи или какие-нибудь красивые старинные романсы. Косте – 17 лет, Вере Николаевне – 62! Под караоке получается замечательно, у обоих хорошие голоса. А бывает, Костя заметит, что его бабушка чем-то расстроена. Он откладывает свои дела, садится рядом и, заглядывая ей в глаза, говорит: «Вера, да не переживай ты, пожалуйста. Все у тебя получится, все будет хорошо!..».
Разумеется, в том, что внук любит свою бабушку, открытия нет. Хороших внуков и внучек, будем надеяться, очень много. Но разве нам не знакомы печальные истории, когда внуки становятся предметом обид и семейных ссор? Все хотят, чтобы бабушки помогали, но при этом ни во что не вмешивались, «знали место». Нарушение такого негласного условия оборачивается малоприятными последствиями. Семья Кости – хороший пример грамотно выстроенных родственных отношений, когда внук объединяет семью. Возможно, главная заслуга принадлежит тут родителям Кости: Анне Анатольевне и Олегу Константиновичу Романенко. Они не ревнуют сына к бабушке, охотно соглашаются с ее замечаниями, не придираются к словам и всячески поощряют их дружбу. Да и Вере Николаевне ни разу в жизни не пришло в голову спросить у Кости, кого он больше всех любит. Повезло Косте и в другом. Он рос в семье, в которой были представлены сразу три поколения. Дружил с необыкновенно ласковой прабабушкой Валей, а прадедушка Григорий (отчим Веры Николаевны) и вовсе одно из самых больших впечатлений его детства. Может быть, потому, что дед Гриша любил его, как говорится, «без условий», и чуткий Костя это осознавал. Их связывала большая мужская дружба: Григорий Иванович рассказал ребенку всю историю Великой Отечественной войны.
Когда сталкиваешься с неким удачным опытом, начинаешь верить, что рецепты все-таки есть, знание существует и даже может кому-нибудь помочь. Так что же нужно делать, чтобы победить духов раздора, если уж они появились в семье?
- Могу только сказать, как я сама об этом думаю, - не спеша отвечает Вера Николаевна. – Изменить к лучшему семейную жизнь можно лишь с помощью сердца… Пока мы выясняем, кто что кому сказал, как и почему обидел, мы не способны выбраться из противоречий. Слова – паутина. А ты посмотри на человека сочувственно! Это единственный способ прекратить бесполезную борьбу самолюбий. В семье надо жить сердцем, тогда появляются и жалость, и доброта, и любовь, да и слова становятся другими…
Свою дочь (Костину маму) Вера Николаевна всегда называет Анечкой. Но если вдруг почему-то скажет «Аня», все на нее посмотрят со значением: «Неужели бабушка обиделась?» Кстати, такие, не очень будто и существенные подробности говорят нам часто больше, чем самые солидные аргументы. А вообще, признаюсь, когда я пишу в рубрику «семья», так уж получается, что обязательно открываю одно из посланий апостола Павла коринфянам: «…любовь не завидует, не раздражается, не ищет своего… Всему верит, всего надеется, все переносит…». Первые прозрения первых христиан отрезвляют нас и объясняют «про любовь» лучше, чем кто-либо. Глаза наши может многое раздражать, ум – возмущать, и только сердце (права Вера Николаевна!) способно усмирить человека, поставить мир с головы на ноги. Впрочем, можно не сомневаться, что и в этой семье тоже существуют свои переживания, какие-то нерешенные задачи. Ушла из жизни мать Костиного отца. Теперь оставшегося одиноким дедушку привезут из Ессентуков в Ставрополь, где он будет жить под одной крышей с Костей. Его приезду внук заранее очень рад. Понимает уже, что старики в нашей жизни – серьезное моральное испытание и что в обыкновенной истории под названием «семья» нет и не может быть второстепенных персонажей.
Вера Николаевна по профессии медсестра. Костя родился болезненным и слабым: бесконечные уколы, процедуры… Вера Николаевна внука вылечила и подняла. Несомненно, она – один из главных участников и свидетелей Костиной жизни. Как и родители, школьные учителя, друзья, соседи. А неравнодушный свидетель – категория очень важная. Однажды принятый уровень уже никак нельзя опускать ниже – стыдно и страшно, нехорошо…
C бабушкой Костя впервые увидел море, побывал на Кавминводах. она научила его ездить на велосипеде, играла с его друзьями-мальчишками в футбол, а если случалась какая-нибудь беда, мчалась к внуку домой, как скорая помощь. «А вы знаете, - признался Костя, - изучив свою неутомимую бабушку, я понял, что всесильных людей нет, все нуждаются в поддержке». Стоит Вере Николаевне загрустить, внук оказывается рядом: «Ты только не переживай. Все у нас будет хорошо, честное слово, успокойся!..».