Марш жизни по дороге смерти
- Идея проведения «Марша жизни» возникла в 1988 году, а сама акция приурочена ко Дню Холокоста – дню памяти о миллионах евреев, убитых нацистами. В этот раз около 20 тысяч еврейских студентов и молодежи из более чем десяти стран мира прошли трехкилометровым маршем по так называемой дороге смерти – тем же маршрутом, каким в годы войны гитлеровцы гнали евреев из концлагеря Аушвиц (Освенцим) в лагерь уничтожения Биркенау. В нашу делегацию входила молодежь из Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Владикавказа, Махачкалы и Нальчика. Всего 36 человек.
- А какие еще страны принимали участие в акции?
- США, Австралия, Канада, Франция, Греция, члены бывшего соцлагеря, бывшие советские республики и другие. Присутствовала на марше большая делегация из Израиля. Меня все это касается и лично: в Освенциме три года пробыла моя мать.
Когда началась война, ей шел 21-й год. Естественно, она считала своим долгом принять участие в освобождении Родины от фашизма. Окончив в Херсоне ускоренные курсы медсестер и радистов, была зачислена в подпольную группу, которая собирала сведения о противнике на оккупированной территории. В группу входили семь девушек и один парень-радист. Так как моя мама - еврейка и ее могли в любой момент схватить фашисты, в НКВД ей выдали новые документы на имя Доры Яриной.
На протяжении какого-то времени группа успешно выполняла задания, но немцы разоблачили радиста, и он выдал всех. Шестерых девчонок расстреляли тут же, а маме удалось скрыться. Но вскоре она попала в облаву и ее депортировали сначала в Германию на принудительные работы, а затем в Освенцим.
Евреев там уничтожали сразу же, но ведь мама по документам считалась русской, и это спасло ей жизнь. Она рассказывала, как однажды к ним в барак заглянул немецкий офицер и сказал, что наутро у них будут брать анализ крови на предмет выявления национальности. Мама в ту ночь не сомкнула глаз, хотя понимала, что вряд ли по группе крови можно определить национальность…
За день до начала «Марша жизни» наши делегации побывали в Освенциме, Биркенау и Майданеке. Все были потрясены увиденным. Экспозиции размещены прямо в бараках. Множество детских горшков, игрушек, сломанных протезов, тысячи пар обуви, пережившей своих хозяев, миллионы рулонов ткани, сотканной из человеческих волос, груда человеческого пепла. В голове просто не укладываются масштабы тех зверств, что совершили фашисты. В Освенциме постоянно действовали пять газовых печей. «Работа» по уничтожению людей ни на секунду не прекращалась.
- Наталья Анатольевна, а в варшавском гетто вы были?
- Конечно. Оно меня просто поразило. Как могли люди, оказавшиеся в таких чудовищных условиях, не потерять силу воли, сохранить мужество. Яркий пример – судьба Януша Корчака, польского педагога. Под дулами автоматов Корчак старался научить детей добру и свету, хотя знал, что всем суждено умереть. Это тоже подвиг, который невозможно забыть. Так же, как нельзя забыть восстание в варшавском гетто. Люди понимали, что их в любом случае ждет смерть. Но сопротивлялись…
Однако вернемся к «Маршу жизни». Церемония началась 5 мая в 10 утра: монотонно, ни на минуту не прекращая, до 6 вечера зачитывали фамилии жертв Освенцима и называли страны, откуда они родом. Завершилась акция траурным митингом. «Все, что вы здесь увидели, донесите до каждого у себя дома», - говорили нам на прощание ее устроители.
- Генрих Гейне, поэт, еврей, принявший христианство, за сто лет до того, как его книги сжигались нацистами, писал: «Там, где сжигают книги, будут жечь и людей». Ксенофобия, расизм и антисемитизм заразили человечество много столетий назад, и эта болезнь до сих пор не излечена…
- Особенно это актуально для нас, на Северном Кавказе. Регион наш многонациональный, мы должны стараться жить в мире и взаимопонимании. Ни в коем случае нельзя, как говорится, выпячивать свою нацию перед другой. Это просто преступно, да и не от большого ума. Жизнь должна строиться на любви и радости. Лишь в этом случае можно быть до конца уверенными, что все случившееся с еврейским народом 60 лет назад больше никогда и ни с каким другим народом не повторится.
В заключение хочется привести слова бывшего узника на-цистского концлагеря Мартина Ниемоллера, в которых содержится точная психологическая оценка причин, из-за которых становится возможным любой геноцид: «Вначале они пришли за коммунистами, и я не выступал, так как не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, и я снова не выступал, потому что не был евреем. Затем они пришли за католиками, но я снова не выступал, так как католиком не был. Наконец, они пришли за мной, и никто не выступил, так как никого не осталось».