00:00, 2 июля 2005 года

Вверх по Каскадной лестнице

- В последнее время Кисловодский курортный парк заметно похорошел. Надо думать, не без федеральных вливаний…

- Только в прошлом году на его обустройство мы израсходовали 27 миллионов рублей. Для сравнения: более пяти миллионов рублей на содержание парка никогда прежде не выделяли. Сколько вложим в нынешнем году, точно сказать не могу. Но, во всяком случае, не меньше, чем в 2004-м.

- И на что пошли такие огромные деньги?

- Впервые за последние годы на значительных площадях вырезали подлесок и убрали сухостой. Парк снова стал похож на парк, а не на дикий лес. Много сил и средств вложили в разработку и подсыпку терренкуров, в ремонт асфальтового покрытия. В нижнем парке восстановили все скульптуры, каскады фонтанов. Знаменитой «Стеклянной струе» вернули первозданный вид. Основательно отремонтировали Нарзанную галерею, которая тоже относится к парку.

- В прошлом году я и мои знакомые восторгались, как преобразилась Туристская тропа, а теперь она закрыта…

- Произошел обвал. Он уничтожил все, что мы с таким трудом сделали: площадку, ограждение. Хорошо хоть люди не пострадали. Специалисты обследовали место, но пока единого мнения, как теперь обустроить Туристскую тропу, нет: то ли всю обрушившуюся массу спустить вниз в ущелье, то ли проложить путь через нее. В любом случае сделать это будет непросто, поскольку с техникой к этому месту не подступишься.

- Это стихия. Но ведь есть и рукотворные беды. Больно смотреть на полуразрушенную Каскадную лестницу, на исписанную, замызганную беседку на прекраснейшей видовой площадке у Сосновой горки…

- Что касается Каскадной лестницы, то уже составили смету. На реконструкцию требуется более пяти миллионов рублей. Сейчас в федеральном центре решают, пустить ли эти деньги через санаторий Орджоникидзе как филиал агентства по недвижимости или же привлечь инвесторов. Но в любом случае Каскадная лестница будет восстановлена. Так же, как и Храм воздуха, другие объекты. Просто нужно время. Если в течение 15 лет парком никто не занимался, то за два года невозможно все сделать. А видовую площадку мы приведем в порядок уже в этом году. Причем из внебюджетных средств - из тех денег, что зарабатывает санаторий, и, возможно, из других источников.

- Немало слышал нареканий по поводу засилья в парке кафе и торговых точек. И ладно бы там просто ели, пили. А то ведь под вечер музыка в иных кафе так грохочет, что на сотню метров вокруг у отдыхающих екают селезенки…

- Коль скоро мне пришлось заниматься парком, то ознакомился с опытом других стран. Так вот: по сравнению с аналогичными зонами отдыха за рубежом сеть общественного питания и торговли у нас значительно меньше. Дело не в количестве, а в том, что культура этих заведений не соответствует современным требованиям.

- Вы можете как-то воздействовать на них?

- Конечно. Поскольку земля, на которой расположены эти павильоны, является федеральной, то мы вправе предъявлять определенные требования. Но опять же нужно время. Люди привыкли, что с них годами никто не спрашивал. Торговали, где хотели, чем хотели. В прошлом году, когда взялись наводить порядок, было очень тяжело. Мы даже создали свою службу охраны. Если на замечания не реагируют – вызывали милицию, составляли протоколы. Сейчас вы вряд ли увидите, чтобы кто – либо торговал с земли. Нет неучтенного мороженого, пирожных, которыми люди травились. Убрали все временные лотки. Остались только стационарные кафе, которые существовали до того, как парк перешел в ведение Федерального агентства. Пытаемся с ними работать.

- И насколько успешно?

- Могу привести конкретные примеры. Договор аренды с предпринимателем Измайловым на размещение кафе в Колоннаде заключен на 11 лет. Но ведь Колоннада – это, по-существу, мост над рекой. И он начал гнить, требовался капитальный ремонт. Мы поставили условие: либо Измайлов выполнит все необходимые работы, либо расторгнем договор и будем искать более ответственного арендатора. Это возымело действие: предприниматель не только отремонтировал Колоннаду, но и в подарок городу сделал фонтан. Или взять кафе «Чайный домик». Хозяева вышли с просьбой расшириться, облагородить территорию вокруг кафе. Пожалуйста. Но только благоустройте дорогу, которая ведет к кафе, и установите освещение. В результате выиграли и владельцы кафе, и парк.

- Одно из самых заметных нововведений – поля для мини-гольфа. Насколько гольф-клуб соответствует предназначению лечебного парка?

- Мы считаем, парк должен быть не только местом прогулок, но и активного отдыха. Чтобы здесь человек мог поиграть в гольф, там – взять напрокат велосипед, еще выше, скажем, покататься на лошадях. В наших планах построить в парке роле-дром, где можно было бы побегать на роликах, общедоступные площадки для большого тенниса. Это привлечет к здоровому образу жизни отдыхающих, местное население. Что касается любителей прогулок, то хочу напомнить, что площадь парка – 1200 гектаров. Места хватит всем.

- По вашему мнению, федеральный центр взялся за парк всерьез и надолго, или же возможны новые передряги, смена собственника?

- Уверен, что эту государственную собственность впредь будут только расширять, усиливать, укреплять.