00:00, 25 июня 2005 года

Вернуться к площадям из роз

Конечно, я всегда интересуюсь, как ребятам живется на ставропольской земле. Вот две, рассказанные собеседниками истории.

Мадина, нынешняя студентка Ставропольского гос-университета, приехала из Грозного:

- В Ставрополь из Грозного меня привезла мама, - говорит Мадина. - Это случилось после страшных событий 20 декабря 2000 года, когда наш грозненский пединститут был обстрелян. Шестеро студентов погибли. Пострадали учащиеся школы, расположенной рядом с корпусами вуза. В тот год я только поступила на заочное отделение факультета русского языка и литературы. Декабрьская трагедия поразила моих родителей. И мы решились уехать из родной республики. В Ставрополь же прибыли не случайно: здесь живут дальние родственники, которые нас приняли.

Прервав учебу в Чечне, я только через два года смогла поступить в ставропольский вуз. Педагоги относятся ко мне доброжелательно, да и я стараюсь изо всех сил. Конечно, скучаю по своей родине. Во снах часто путешествую по улицам довоенного Грозного, вижу фонтаны, площади из роз, великолепный проспект Победы. Брожу по городу из детства без войны. Но со Ставрополем я тоже породнилась. Здесь очень красиво летом. Особенно вечером. Много огней... Теперь у меня две родины - Грозный и Ставрополь.

А вот история, рассказанная Султаном:

- Я приехал недавно. Жаль, что на моей родине, в Чеченской Республике, неспокойно. Родители устали переживать за мою жизнь, поэтому настояли на отъезде. Я был поражен Ставрополем, в котором раньше не бывал. От его ухоженных улиц захватило дух. В Грозном сгоревшие остовы домов только летом прикрыты зеленью. Восстановление идет медленно. Работы нет. Все торгуют на рынке: и с высшим образованием, и без него. Помню, как осенью 2002 года в центре Грозного взорвался автобус. Среди погибших были первокурсница пединститута и несколько подростков. Тяжело осознавать, что все мы не защищены от ужасов войны.

Мои земляки за десять лет хаоса отвыкли от нормальной жизни. Я сам долго привыкал к тишине, вежливым и спокойным людям. С друзьями хожу в кино, театр, читаю книги – это моя самореабилитация. Учусь на заочном отделении в вузе, работаю, снимаю квартиру. Конечно, помогают родители, оставшиеся в Чечне. Прошлым летом я посещал стариков в Грозном, но даже эта поездка не обошлась без происшествий. Оказалось, учить в ЧР стало смертельно опасно. Около второго корпуса Грозненского госпединститута в упор стреляли в известного преподавателя литературы Зелимхана Багаева. Это один из студентов не смог сдать зачет... Такое зверство просто потрясло! Багаев слыл среди грозненских студентов человеком принципиальным, не берущим «подношений». К счастью, педагога удалось спасти.

По окончании вуза планирую продолжить учиться в аспирантуре. Конечно, я вернусь на родину. Там нужны квалифицированные специалисты. Чеченская Республика должна возродиться.

Для всех нас Ставропольский край стал пусть малой, пусть временной, но родиной. Да, так сложилась судьба, что сейчас мы живем по принципу «помоги себе сам». Но у нас есть общая цель: получить образование и работать на благо своей страны. И пусть каждый наш шаг на ставропольской земле будет восхождением!

Полина ЖЕРЕБЦОВА