Победить себя. Чтобы другие боялись
Дело в том, что это прежде всего система самозащиты, использующая для достижения цели любое движение противника. И для освобождения от захватов, и для проведения приема, в айкидо используются болевые воздействия на суставы соперника. Главное – точность и знание элементарных законов физики, полный контроль над атакой нападающего. И чем глубже человек постигает законы айкидо, тем реже у него возникает мысль о его применении. А достигнув определенного уровня мастерства, он уже сам осознает свою ответственность перед людьми, понимает, что одним своим движением может сломать человека. Как взрослый не ударит ребенка, так и владеющий искусством айкидо не посмеет применить его против кого-либо. Победа без борьбы, победа без физического столкновения - весь смысл этого единоборства.
Собственно говоря. в этом вся философия айкидо, которую Морихэй Уэсиба сформулировал как возможность побеждать своих противников духовно, заставив их осознать всю бессмысленность любых агрессивных действий. Он и назвал этот вид единоборства - «айкидо», что с японского означает «путь гармонии духа». И это скорее не спорт, а доведенное до автоматизма искусство. Здесь нельзя, как в любом другом виде, усердно позанимавшись полгода или год, получить следующий дан. На любое повышение в классе отводится четыре года. Только через этот срок ты можешь претендовать на очередной дан. Тебе его смогут присвоить только на специально проводимых семинарах, которые ведут, разъезжая по миру, мастера экстра-класса. Такие, как 85-летний Абе Сейсеки, единственный на земле человек, имеющий 10-й дан, недавно, кстати, проводивший международный марафон в Москве, или Минору Канецука, обладатель 7-го дана, собравший в мае этого года в нашей столице 150 лучших представителей айкидо России.
Были на этом семинаре и ставропольцы. Галина Бобренко и Евгений Титов выдержали экзамен на первый дан и получили черные пояса. Виктор Шутенко и Геннадий Шумский стали обладателями второго дана, а президент Академии айкидо края, тренер высшей категории Андрей Ханин был аттестован на третий дан. Теперь Ханин собирается на учебно-тренировочный сбор «черных поясов» России, который в июле в Москве проведет обладатель 8-го дана японец Сейсиро Эндо.
- У нас сейчас пять «черных поясов», - рассказывает Андрей Ханин. – Это большое достижение. Есть воспитанники, которые получили ученические степени, так называемые кю. Это – Денис Рыбальченко и Николай Ханин. Число занимающихся растет, около сотни человек решили попробовать себя в айкидо. Мы никого не отталкиваем, не отчисляем. Изучаем способы самообороны, развиваем лучшие телесные качества, воспитываем концентрацию внимания, собранность, короче, все то, что необходимо человеку в повседневной жизни. Айкидо – это не спорт, это школа. Оно не агрессивное, а, напротив, очень мягкое и гармоничное. Нам не подходит лозунг «Быстрее, выше, сильнее». Сила в айкидо практически не нужна. Мы не боксеры, нам ничего не надо ломать и крушить. Не зря же айкидо иногда сравнивают с атомной бомбой: эффект огромный, а применять можно только в самых крайних случаях. Помните фильм про Александра Невского, который говорил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Это можно сказать и про айкидо.
И все-таки как бы доходчиво мы ни попытались рассказать об айкидо, его трудно представить, не имея перед глазами никаких примеров. Окунуться в мир этого вида воинского искусства читателям помогут фильмы с участием Стивена Сигала. Элементарно изучив его в Америке, будущий известный актер уехал в Японию, где через годы упорных тренировок и лишений стал истинным мастером мирового класса. Конечно, в фильмах, особенно в ленте «Над законом», Сигал демонстрирует чаще всего так называемое «уличное айкидо», эффектное, производящее впечатление на зрителя. Но представление об этом боевом искусстве, которому, кстати, Сигал обучил и Шон Коннери, дает полное.
На семинарах, которые проводят мастера, тоже изучают, как невооруженной рукой остановить агрессию двух-трех нападающих противников, остановить оружие. Но учат и терпеть страдания и боль, учат концентрации и умению смирить свою гордыню. Ведь только гордость – единственная причина войн. Андрей Ханин вспоминает, как после экзаменов провел с ними заключительное занятие Минору Канецука:
- Как обычно, сидя на коленках, приветствовали учителя. Канецука стал рассказывать теоретические аспекты айкидо. Прошло 10, 15, 30 минут, а монолог продолжался. Мы сидели, не меняя поз, уже начинали болеть не только ноги. Прошло 45 минут. Каждый, еще вчера сдавший экзамен на «черный пояс», теперь оказался перед выбором: показать слабость духа и поменять позу или подчинить себя воле учителя, доказать самому себе, что ты способен на ЭТО. Я досидел до конца лекции и оценил важность этого урока.
Да, айкидо не для улицы, не для чемпионатов, не для выявления сильнейшего. Это один из способов реализации потенциальных возможностей человека. Оно учит жить, чувствовать, воспринимать, побеждать себя. И это – главное.