Терроризм в чековой книжке
- Терроризм – это глобальная проблема XXI века, - так объяснил участие своего университета, занимающегося стратегическими исследованиями, руководитель проекта профессор А. Никитин.
Всплеск терроризма в последние 10 – 15 лет профессор характеризует как ответ на глобализацию мира. Раньше было две системы. На борьбу друг с другом они не жалели ни сил, ни средств. Когда же осталась одна система, другой полюс заняли различные деструктивные организации. И многие каналы финансовой подпитки переключились на них. Те, кому надо создать нестабильность в каком–либо регионе, не скупясь, закачивают туда деньги и зачастую получают искомый результат. Профессор Никитин уверен, что в масштабах всего мира сегодня речь идет уже о сотнях миллиардов долларов. Причем коэффициент использования средств, выделенных на разрушение, весьма высок. Иной раз за 200 долларов можно нанести ущерб в 200 миллионов. Терроризм превратился в доходный бизнес. Что касается нашей страны, то, по мнению сотрудников университета, сейчас зарубежные «инвесторы» террористов переключили финансовые потоки с Чечни на Дагестан. Теперь в этой республике они намереваются организовать длительную вялотекущую войну.
Свой взгляд на геополитическую ситуацию начала XXI века и ее влияние на активизацию терроризма представил участникам семинара профессор, доктор юридических наук В. Карпов. Он тоже считает, что переход к однополярному миру нарушил равновесие, дал дополнительный стимул деструктивным силам, развязал руки и так называемому «государственному терроризму». В частности, докладчик отметил ряд весьма странных совпадений. В 2001 году у американцев уже все было готово к вторжению в Афганистан и Ирак. Требовался лишь повод. И словно по заказу, именно в это время террористы уничтожили два небоскреба в Нью-Йорке. Всю ответственность за это кровавое злодеяние возложили на бывшего агента ЦРУ Бен Ладена, хотя никаких серьезных доказательств его вины по сей день не представили. Любому военному специалисту очевидно, считает профессор, что, сидя в Афганистане, Бен Ладен никак не мог руководить такой ювелирной террористической операцией, которая была осуществлена 11 сентября 2001 года. Зато все произошедшее весьма точно укладывается в русло стратегии глобализации или, как ее сейчас многие называют, стратегии «американского катка».
Столь же резок и нелицеприятен был вывод военного специалиста относительно причин распространения терроризма в России. В 1993 году во время острого противостояния президента России и парламента В. Карпов входил в одну из групп, которые готовили для Б. Ельцина предложения, как выйти из кризиса. Он и его единомышленники категорически возражали против силовых мер, поскольку за этим последует неконтролируемая реакция, резко возрастет преступность. Но в другой группе бравый полковник заявил: «Дайте мне 10 танков, и я наведу порядок». Это предложение Ельцину понравилось. О том, что, расстреляв парламент, он на многие годы создаст прецедент для деструктивных сил, тогдашний президент России не думал.
Кризис вокруг Чечни тоже нельзя было решать силовыми методами, утверждает В. Карпов. Тем более что Дудаев вовсе не рвался выйти из состава Российской Федерации, готов был вести переговоры. Всего–то и требовалось пригласить генерала в Москву, приласкать, «повесить» звездочку на погоны. Но Ельцин предпочел пойти на поводу у авантюристов, грозивших одним полком десантников навести порядок в республике. Когда с наскока не удалось взять Грозный, начались бомбардировки. А бомба не разбирает, где боевик, где мирный житель. Родственники убитых уходили в горы, чтобы мстить…
Эти две роковые ошибки Ельцина, утверждает профессор, открыли дорогу терроризму на территории России.
Но теперь, когда международный терроризм, по сути, развязал войну против Российской Федерации, необходимо принять адекватные меры. В. Карпов напомнил, сколь эффективно сработал СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны. Вот и сейчас государство должно создать мощную структуру, которая бы имела и силовую, и оперативную составляющую. Не армия, а именно эта структура сможет четко выявлять местонахождение террористов и точечно их нейтрализовывать.
Некоторые конкретные источники финансирования чеченских боевиков назвал в своем выступлении генерал-лейтенант С. Лекарев. По его данным, на территории Российской Федерации и других стран СНГ действует множество структур, подконтрольных лидерам незаконных вооруженных формирований. В частности, когда тольяттинской чеченской группировке представители Басаева «предложили» увеличить ежегодный взнос на вооруженную борьбу в Ичкерии с пяти до 50 миллионов рублей, те не посмели возражать. Большие связи у боевиков в российском нефтяном бизнесе, в сфере обслуживания, торговли - буквально по всей стране. Генерал-лейтенант утверждает, что от торговли нефтью и нефтепродуктами чеченским незаконным формированиям поступает полтора миллиарда долларов в год, от рэкета – миллиард и еще 0,8 миллиарда приносит торговля наркотиками. Прибавьте сюда щедрые вливания ряда транснациональных корпораций, в том числе тех, которые контролируют каспийскую нефть, помощь спецслужб ряда государств арабского мира, всевозможных общественных и «правозащитных» организаций из США и стран Западной Европы. В результате чеченский боевик получает в среднем в десять раз больше, чем сотрудник российских спецслужб.
О том, как действует финансовая разведка в Швеции, участники семинара узнали от профессора Д. Магнуссона. Казалось бы, четкая многоступенчатая система должна безупречно отслеживать все финансовые потоки. Однако это далеко не так. Профессор Магнуссон возглавляет специальную группу по борьбе с экономическими преступлениями Шведского экономического общества. Вместе с другими участниками проекта ему удалось выявить 24 пункта обмена валюты, которые не сообщают финансовой разведке о своих сделках и сомнительных клиентах. Этот и ряд других конкретных фактов вынудили профессора признать, что даже в Швеции возможности для террористических организаций, пользующихся денежными трансфертами, очень велики.
На серьезные размышления наводит и доклад старшего научного сотрудника Института африканских и арабских исследований РАН В. Павлова. По его данным, расположенный в Саудовской Аравии «Исламский банк развития» обладает фантастическими финансовыми ресурсами. Его эксперты уже приезжали в Татарстан, предлагали бесплатно проложить в Казани водопровод, канализацию, теплотрассы, построить по суперсовременной технологии кирпичные заводы. Президент Шаймиев поначалу, было, согласился, но потом, видимо, вспомнив, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, отказал «благодетелям». Тем не менее в России уже действуют три исламских банка: два в Москве и один в Махачкале. Турецкая фондовая и валютная биржа уже взяла под свой полный контроль деятельность всех бирж в Казахстане и Киргизии. Мелкий и средний бизнес из стран ислама, утверждает В. Павлов, сейчас чрезвычайно активно внедряется в хозяйственную деятельность буквально всех стран мира.
Потенциальным источником финансирования терроризма является и теневая экономика, - заявил главный федеральный инспектор по СК А. Коробейников. По сведениям министерства экономического развития и торговли СК, совокупные денежные доходы населения в 2004 году составили 128,7 миллиарда рублей. В то же время расходы и сбережения жителей края достигли суммы 154,8 миллиарда. То есть превышение расходов над доходами составляет 26,1 миллиарда рублей. Для сравнения: прогнозируемый консолидированный бюджет Ставропольского края - 19,3 миллиарда рублей. По экспертным оценкам, доля теневого сектора в экономике края составляет не менее 40 процентов! Полностью ликвидировать теневую экономику невозможно. Но минимизировать необходимо.
А.Коробейников, пожалуй, наиболее четко выразил и главную мысль, которая присутствовала в выступлениях большинства докладчиков: решение социальных проблем населения – это единственный реальный путь к ликвидации социальной базы преступности и в первую очередь терроризма.