Событием в культурной жизни края, прежде всего в современном художественном процессе, несомненно, можно назвать издание альбома «Павел Гречишкин. Живопись». Выпуск приурочен к 60-летию Великой Победы, ведь автор представленных в нем произведений – не только самый известный на Ставрополье художник, но и солдат Великой Отечественной. Художник П. Гречишкин

Прошагавший в молодости огненными дорогами войны, Павел Моисеевич Гречишкин с тех пор ходит по земле только мирными тропами, неустанно запечатлевая на своих живописных полотнах самые что ни на есть мирные пейзажи. Свою любовь к природе, восхищение ее непреходящим величием и красотой художник со всей силой таланта переносит на картины, каждая из которых затем становится настоящим явлением в изобразительном искусстве Ставрополья и России. А галерея его произведений, подаренных родному Ставрополю (свыше 500 работ!), по праву считается культурной жемчужиной и своего рода визитной карточкой краевого центра, любимым местом отдыха горожан и приезжающих к нам гостей.

Идея издания альбома родилась в 2002 году, в дни празднования 80-летнего юбилея мастера. Да и кто, как не Павел Моисеевич, достоин того, чтобы его творческая жизнь получила яркое отражение в таком именно альбоме? Реализовать идею удалось благодаря поддержке губернатора края, принявшего решение выделить необходимые средства. Посильный вклад внесли также администрация села Татарка (оттуда родом художник), краевое художественное училище, ряд учреждений и организаций. И вот теперь поклонники таланта Павла Гречишкина имеют возможность приобщиться к его творчеству не только в залах картинной галереи, но и с помощью замечательного альбома.

– Выхода альбома мы ждали три года, и очень рады, что это, наконец произошло! – сказала на презентации альбома заместитель председателя правительства края Алла Золотухина. – Все мы хорошо знаем и любим картины Павла Моисеевича, они без преувеличения уникальны. А его высокогражданский поступок – передача в дар городу большой коллекции полотен – это поистине на века. Природа, так мастерски и с любовью запечатленная на его картинах, конечно же, меняется, что-то уходит, теряется безвоз-вратно. И только взгляд художника смог точно и тонко остановить мгновения жизни природы. Для всех нас, для наших детей и внуков, для будущего. Издание альбома делает высокое искусство Гречишкина еще ближе всем нам.

Поразительно много успел сделать художник за несколько десятилетий напряженного труда. Сегодня даже он сам точно не назовет число написанных картин, потому что немало их в разные годы было подарено, вывезено далеко за пределы края. Зато они есть и в десятках, если не в сотнях частных коллекций, и в ряде зарубежных музеев. Люди любуются ими у себя дома, как, например, первый заместитель председателя Госдумы края Любовь Волошина, бережно хранящая гречишкинский «Стог сена в Архызе».

– Эта прекрасная работа радует меня каждое утро, даря на весь день доброе, светлое настроение, она словно вновь и вновь убеждает в том, что жизнь несмотря ни на что продолжается, что в ней есть много хорошего, красивого, как вот эта природа. Каждая встреча с картинами Павла Моисеевича приносит неповторимое эстетическое удовольствие. Не устаю поражаться и его трудолюбию, его неподвластности времени, его светлому восприятию мира! Наверное, это сама природа придает ему такую силу духа, а к нам эта сила идет от его полотен.

– Картины Гречишкина зовут жить! – говорит член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Анатолий Коробейников. – Пусть меня тысячу раз убеждают, что «Черный квадрат» Малевича великое произведение, стоящее миллионы, для меня он всегда остается олицетворением шизофрении человечества. А полотна Павла Моисеевича – сама жизнь человечества в лучших ее проявлениях. Конечно же, такой альбом надо было издать еще 20 лет назад, мы это упустили. Но пускай хоть с запозданием, он появился, и это замечательно!

Составители альбома постарались представить на его страницах все богатство красок творческой палитры Павла Гречишкина. Этот увесистый том хочется рассматривать снова и снова, и каждый раз вдруг открываешь для себя в той или иной репродукции ранее не замеченные нюансы. При том что в альбом включены среди почти трехсот работ пейзажи самых разных уголков планеты, от Байкала до Индии и Японии, главное место по праву занимает ставропольский пейзаж. Уже сами названия картин говорят за себя: «Маныч шумит», «Маныч в тюльпанах», «Степной вечер», «Родник Корыта. Ставрополь», «Ставропольский лес», «Сенгилеевское озеро», «На Стрижаменте»… Много страниц отведено и видам Кавказа, на которых такое буйство красок, что просто дух захватывает. Тут и величавость горных вершин, и прелесть цветочной полянки в ущелье, и едва ли не фантастические горные ледники. Совсем иная тональность у работ, написанных в Средней и Центральной России: плавные линии холмов, спокойная умиротворенность лугов и лесов, тихая нежность деревянных домишек и вековая одухотворенность старинных церквей.

Рассказывать о картинах – занятие, по-моему, бесполезное. Никакие слова не могут передать восхищение и радость, переживаемые у полотен Гречишкина. Конечно, репродукции лишь отражение этого творческого Чуда, но современная полиграфия все же шагнула далеко вперед, и каждая из репродукций альбома Гречишкина приятно поражает близостью к оригиналу. Одно лишь вызывает сожаление: тираж издания пока что очень ограничен, да это и понятно, все же книга достаточно дорогая. Но, убеждена, найдется немало желающих отдать за нее любые деньги, чтобы поставить на полку в домашней библиотеке. Не случайно уже в первые дни выхода альбома довелось не раз услышать пожелания о выпуске дополнительного тиража, способного удовлетворить широкий спрос.

– Издать дополнительный тираж просто необходимо! – считает Николай Охонько, директор Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве, приложивший немало сил в ходе подготовки издания. – Хочется надеяться, что найдутся люди из числа бизнесменов, понимающие, что деньги следует вкладывать не только в экономику, но и культуру. Если они поддержат выпуск большего тиража альбома, тысячи ставропольцев скажут им спасибо.

Что ж, будем надеяться и все мы, тем более что власти города Ставрополя выражали намерение серьезно заняться этой проблемой. Быть может, общими усилиями в итоге творчество Павла Гречишкина станет еще ближе к народу, ведь художника все так и называют – народным! Приглашаем посетить виртуальный вернисаж П. М. Гречишкина!

Наталья БЫКОВА