«Волчий билет» общественного мнения
Их всего 11 – российских хлебопеков, которые на днях вернулись из Калифорнии, где провели три недели.
В группе – и директора крупных хлебозаводов, и владельцы маленьких пекарен. География: от Геленджика до Новосибирска. Среди тех, кто в свое время получил из Центра гражданских инициатив бланк заявки на стажировку и на кого пал выбор организаторов поездки, генеральный директор хлебокомбината «Георгиевский» Александр Сергеев. По возвращении он рассказал корреспонденту «СП», что удивило россиян за океаном.
- Каждый из нас заплатил только за визу и за проезд. Все остальные расходы взяла на себя принимающая сторона, где-то процентов десять – правительство США, остальное – семьи, в которых мы жили.
- То есть совершенно незнакомые люди не только предоставили вам кров, но и за свой счет поили, кормили…
- Да, именно так. Первую неделю я жил в семье Франклин. Это пожилая пара. Глава семьи до сих пор имеет свой бизнес – занимается диагностикой железнодорожного оборудования. Вторую неделю – в семье Вудридж. Это тоже пожилые люди. У них своя риэлторская контора. И только третью – в сравнительно молодой семье: Джорджу – 52 года, Джулии – 42. Он поставляет кофе во все рестораны и кафе в округе, она – озеленитель.
Все они очень воспитанные, выдержанные люди. И достаточно обеспеченные. Как, впрочем, почти все жители Калифорнии. Средний доход на семью в этом штате – 120 тысяч долларов в год.
- Но даже если в семье достаток – это еще не повод приглашать в дом незнакомых людей из другой страны…
- Все наши радушные хозяева – члены Ротари-клубов. Вот что пишут об этом движении в официальных документах: «Ротари – это всемирная организация представителей делового мира и интеллигенции, верящих в важность оказания гуманитарных услуг, поддержания высокого этического уровня в любых видах профессиональной деятельности, помощи в обеспечении мира во всем мире, а также верящих в важность развития взаимопонимания между народами». Как правило, эти клубы объединяют людей, у которых в жизни уже все сложилось, есть богатый жизненный опыт. Причем в один клуб принимают не более двух человек одной специальности. Это чтобы на заседаниях люди говорили не о профессии, а о жизни, общественной деятельности. Приглашение иностранцев – одно из направлений работы клубов. Достаточно сказать, что в мае одновременно с нами в США по приглашению членов Ротари-клубов гостили 20 групп россиян.
- И что вы делали в этих клубах?
- В каждом Ротари-клубе для нас была составлена своя, чуть ли не по минутам расписанная программа. Но любое заседание непременно начиналось с клятвы верности американскому флагу. Затем, как правило, вы-ступали их спикеры. Рассказывали о клубе, традициях. В свою очередь, каждый из нас представлялся. Говорили об истории России, о нашей культуре. Все это американцев очень интересует. На последнем заседании перед нами выступил мэр города Кливленда. Рассказал, что из 140 тысяч горожан выбирают пять депутатов. Один из них становится мэром. Все работают на общественных началах, бесплатно. Единственное – мэру выделяют около четырех тысяч долларов на представительские расходы. А уже мэрия нанимает менеджера по управлению городским хозяйством. Все деньги у него. Но не дай Бог хоть одна копейка уйдет не по назначению. Там такой общественный контроль – по судам затаскают!
- Не чувствовали ли вы пренебрежительного отношения к россиянам? Ведь часто говорят, что американцы жителей всех других стран считают людьми второго сорта.
- Этого не было. Напротив, они относятся к нам как к носителям высокой культуры. Мы вместе отмечали День Победы: возложили цветы, провели небольшой митинг. На Пасху ходили в православную церковь. После революции ее вывезли в Шанхай. Но когда и там коммунисты стали прижимать – священно-служители перебрались в Сан–Франциско и перевезли сюда всю атрибутику. Мало кто знает, что первыми из европейцев Калифорнию стали обживать россияне. Те, которые поначалу обосновались на Аляске. Но в силу разных причин Россия не стала закреплять за собой эту землю. Однако память о русских переселенцах здесь хранят. Форт Росс – русский форт – американцы восстановили и содержат в идеальном состоянии. Да и на борщ, который я варил, когда жил в американских семьях, соседи чуть ли не в очередь выстраивались.
- Раз группу формировали по профессиональному признаку, то, видимо, вас и с работой американских коллег знакомили…
- Да, нам устроили несколько экскурсий на пищевые и перерабатывающие предприятия штата. Что касается техники и технологий, то тут у нас принципиальных отличий нет. А вот в остальном – разница существенная. Начать с того, что доля заработной платы в булке хлеба у них 70 процентов, а у нас - три процента. Поэтому там хлебопекам платят в час не менее 15 долларов. Люди дорожат рабочим местом. Воровства нет – значит, не нужны проходные, сторожа. Службу сбыта вполне заменяет один водитель. Он же – экспедитор, приемосдатчик. Вся информация о заказах торговой сети у него заложена в компьютере. Везде работают командой. Каждый на своем месте, но все знают, что их благополучие – от главного менеджера до пекаря – зависит от конечного результата. Нас поразило, как высоко там ценят моральные поощрения. Открытку с благодарностью руководителя предприятия хранят как семейную реликвию. Их бизнес, в отличие от нашего, имеет человеческое лицо.
Ну и самое главное – американцам никто не мешает работать. Там раз в год приходит проверяющий – осматривает предприятие на предмет санитарного состояния. И все! Зачем людей дергать, если руководитель аттестован, предприятие сертифицировано?
- Ну а если все-таки начнут гнать брак? Наверное, там для таких производителей законом предусмотрен «волчий билет»?
- «Волчий билет» у них дает общественное мнение. Не дай Бог в Интернете или в газетах появится заметка, что ты выпустил некачественную продукцию. От тебя сразу же все отвернутся. Доброе имя там значит очень много. Были случаи, когда руководство хлебозавода принимало решение прекратить выпуск неходового изделия. Но стоило кому-то из жителей возмутиться: мол, я люблю именно этот хлеб, как решение отменяли, продолжали выпускать убыточную продукцию, лишь бы не пострадала репутация.
- Понятно, что после такой поездки впечатлений – море. Но попытайтесь все-таки выделить самое яркое.
- Утром вблизи школ вдоль дорог выстраиваются волонтеры: бабушки и дедушки. Увидев, что ребенок собирается перейти улицу, они останавливают движение и не пускают машины до тех пор, пока школьник не ступит на тротуар. Вы можете представить подобное в нашей стране?