Депутатов умножили на два
Первой на думскую трибуну поднялась министр финансов края Т. Погорелова, чтобы рассказать депутатам об исполнении краевого бюджета в первом квартале нынешнего года. Обширный доклад главного финансиста края настроил присутствующих на оптимистический лад. Несмотря на то, что Ставрополье имеет дефицитный, да еще и секвестированный бюджет, цифры свидетельствуют, что финансовая безысходность понемногу отступает. Так, несмотря на негативные факторы, доходы краевого бюджета превышены более чем на 12 процентов от запланированного. На 20 процентов больше от плана поступило денег из федерального центра, а доходы самого субъекта превышены на пять с небольшим процентов. Подобная динамика свидетельствует о положительных сдвигах.
Но благостный настрой был разрушен, когда Т. Погорелову сменил председатель бюджетного комитета ГДСК А. Яшкунов. Его выступление коснулось в том числе некоторых аспектов муниципальной реформы, проводимой на Ставрополье. Не секрет, что одна из наиболее острых проблем в этом реформировании – наполнение бюджетов муниципальных образований. По словам депутата, 236 из них не выполнили план по доходам за первый квартал. (Всего в крае их насчитывается 314). Причина финансистам ясна. Муниципалитеты пока в полной мере не могут воспользоваться прописанными в законодательстве механизмами наполнения бюджета. Налоги, отданные на откуп муниципалам, попросту не собираются. Отсюда необходимость дотировать муниципальные образования. И это проблема даже скорее не краевого, а федерального уровня. «Правила игры», прописанные в федеральных нормативных актах, подчас хороши и действенны лишь на бумаге. По большому счету край согласился на эксперимент, чтобы другим субъектам РФ было проще, когда придется жить по новым муниципальным правилам.
Затем на заседании ГДСК случился конфуз. Депутаты должны были выслушать информацию об исполнении бюджета краевого Фонда обязательного медицинского страхования также за первый квартал года. Но оказалось, что его исполнительного директора Ю. Казакова нет в зале. Не нашли в стенах ГДСК и его замов. Сколько-нибудь внятного объяснения причин их отсутствия не прозвучало, и тогда депутаты обратились к присутствовавшему на заседании губернатору края А. Черногорову, который возглавляет правление краевого Фонда ОМС, с тем чтобы он представил Думе информацию о деятельности этой организации. Следует отметить, что ГДСК вместе с краевым минздравом находится в затяжном конфликте с Фондом ОМС. Главные претензии думцев и работников минздрава сводятся к тому, что новое руководство Фонда (оно сменилось в октябре прошлого года) недостаточно профессионально администрирует финансы, предназначенные для краевого здравоохранения. Депутаты даже открыто высказывали желание сменить руководство Фонда. Губернатор же сохранял олимпийское спокойствие, продолжившееся вплоть до первого перерыва в думском заседании. Между тем именно глава края назначает исполнительного директора Фонда. Так что его молчание можно трактовать двояко. Под занавес обсуждения депутаты решили отложить рассмотрение вопроса и направить письмо А. Черногорову, в котором ГДСК ходатайствует собрать внеочередное собрание правления Фонда, где могут возникнуть в том числе и кадровые вопросы.
Далее Дума приступила к поправкам к краевому Уставу. Главный документ, по которому живет край, нуждался в реформировании давно. Федеральное правовое поле значительно изменило свою конфигурацию, поэтому Устав необходимо было приводить в соответствие с новыми правилами игры. Главная же интрига заключалась в противостоянии исполнительной и законодательной власти края. В конце декабря прошлого года губернатор края внес на рассмотрение Думы законопроект, где Устав приводился в соответствие с российскими законами. Депутаты посчитали необходимым внести в предложенный вариант еще две поправки: о численном увеличении депутатского корпуса до 50 человек и о том, что кандидатура вице-губернатора назначается главой региона по согласованию с ГДСК. В правительстве было иное мнение. Исполнительная власть говорила о нецелесообразности увеличения числа народных избранников по финансовым причинам (на содержание Думы потребуется дополнительно 12,5 миллиона рублей). Правительственные управленцы также заверяли: еще есть достаточно времени, чтобы внести эти поправки, ведь срок полномочий нынешнего созыва истекает лишь в конце следующего года. В результате первоначальный этап переговоров не увенчался успехом, а как следствие – родился собственный думский вариант поправок в Устав. Оба они и значились в повестке заседания ГДСК.
Впрочем, публичного противостояния не случилось. Кулуарная дипломатия дала свои плоды. По словам спикера ГДСК Ю. Гонтаря, в ходе последних консультаций был выработан компромиссный вариант развития событий. Депутаты сняли с рассмотрения свой законопроект и внесли необходимые им поправки в губернаторский. Который и был принят. Такой исход, безусловно, прибавил очков думцам, показавшим, что они способны решать непростые задачи.
Верх на стороне ГДСК в споре с исполнительной властью случился и после обсуждения следующего вопроса – при повторном рассмотрении краевого закона, касающегося государственной поддержки участников лизинга. Дума приняла этот законодательный акт в апреле, но губернатор посчитал, что 10-процентная ставка возврата из краевой казны тем, кто берет технику по лизингу, слишком обременительна для бюджета, и не подписал принятый Думой закон. Формальным же поводом послужило то, что две юридические службы – думская и правительственная – не смогли найти точек соприкосновения. Первая говорила о том, что закон не противоречит федеральному законодательству, вторая утверждала обратное. На сторону народных избранников встал и прокурор края В. Калугин, который сказал, что после проверки соответствия законопроекта действующему законодательству «государево око» не нашло в нем каких-либо нарушений. Тем не менее «клинч» пришлось разрешать радикально. Для того, чтобы преодолеть губернаторское вето, депутаты вначале отклонили предложенный главой края вариант о непринятии закона, а потом двумя третями голосов его приняли. Таким образом, вето было преодолено. По словам народных избранников, новый закон дает реальные рычаги для обновления машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве, который на Ставрополье крайне изношен, да и на другие сферы хозяйствования он повлияет исключительно позитивным образом.
Вчера ГДСК также рассмотрела ряд других вопросов.