00:00, 27 мая 2005 года

Рецидивисты-путешественники

Георгиевские гастроли

В первом эпизоде, обратившем на себя внимание милиции, Ираклий воспользовался своим мужским обаянием. Очаровал одну девушку, которая, будучи психически нездоровой, стала и наводчицей, и сообщницей. Сама предложила ограбить дом своих родителей. Дверь на первый этаж открыла для ухажера сама. А уж на второй, где собственно и хранились ценные вещи, пришлось проникать с использованием ломика: учитывая состояние дочери, родители, уходя на работу, оставляли ей ключи только от первого этажа. С двумя сообщниками утащили в тот день достаточно добра: охотничье ружье, три обручальных кольца, другие золотые украшения, немного одежды и, чтобы обмыть удачный поход, - 5 бутылок водки, две коньяка и одну шампанского.

Скрывать свою «удачу» Ираклий и не собирался. Немедленно пригласил товарищей в ресторан, где славно посидели. За накрытым столом предложил одному из них купить - недорого - женскую кожаную куртку. Только вышла незадача – покупатель сразу деньги отдать не смог. Потом и вовсе решил перепродать вещь своей знакомой – всего за 300 рублей. У нее-то и изъяли куртку, чтобы вернуть хозяевам. Девушка, естественно, не знала, что купила краденое.

Ираклия Читая опознали по фотографии родители «подельницы», которая за день до ограбления представила его им как человека, за которого собирается выйти замуж. После кражи со взломом «молодые» собирались ехать к теплому морю, по крайней мере, девушка на это очень надеялась. Собрать свидетельские показания, уличающие Ираклия в участии в преступлении, было несложно. Да и наследил изрядно, оставив отпечатки пальцев.

Впрочем, это был не последний «подвиг» Ираклия. Однажды с товарищами он сидел на берегу реки за приятным для него занятием - распитием спиртных напитков. Когда горькая закончилась, компания решила далеко не ходить: один из собутыльников предложил поживиться у живущей поблизости его бывшей квартирной хозяйки – пожилой женщины. Чтоб та не увидела лиц, надели черные чулки на голову, вооружились топорами и ножами и втроем пошли на дело. Когда ворвались в дом, потребовали выложить на стол деньги и ценности. Последнего у пенсионерки не оказалось. А денег наскребла немного – 160 рублей.

Более «урожайным» был поход Ираклия сотоварищи на детский сад «Гнездышко». «Джентльмены удачи» не стали заниматься переноской тяжестей, как герои одноименного фильма, а поступили проще: кирпичом разбили окно и проникли внутрь. Однако ж наткнулись там на сторожа. Впрочем… на его несмелые попытки предотвратить преступление не отреагировали никак. Так что сторож был свидетелем того, как обворовывали детей, от начала до конца. А позже стал главным свидетелем обвинения по делу. Из «Гнездышка» взломщики похитили продуктов почти на 5 тысяч рублей, а также магнитофон, два микрокалькулятора, весы, 20 одноразовых шприцев, водяной счетчик. В общем, что под руку попалось. А из кабинета заведующей прихватили еще и принадлежащие ей лично коньяк, бренди и шампанское. Как говорится, не ломать же традиции...

«Украл, выпил, в тюрьму…»

Видимо, зная, что улик против него достаточно, а уж алиби так вообще никакого, Ираклий и убежал на Украину. Здесь, однако, сюжет развивался по старой схеме - «украл, выпил, в тюрьму…». Вскоре после побега из России он был взят оперативниками Железнодорожного района Киева. Украинский суд посадил «бегуна» за серию краж и грабежей на семь лет. Одновременно выяснилось, что осужденный находится в межгосударственном розыске по заявке Георгиевского РОВД, куда и полетела соответствующая депеша.

Как только местонахождение гастролера стало известно, Ставропольская краевая прокуратура начала процедуру экстрадиции. Согласно Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной странами СНГ в 1993 году в столице Белоруссии, Ираклий не мог быть передан российской стороне до окончания срока заключения. Однако тем же документом предусмотрена и так называемая «выдача на время». В том случае, если отсрочка может «повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления». Выходило по всему, что случай именно такой. После отсидки на украинской зоне от ответственности за свои преступления в Георгиевске он легко мог уйти именно по причине истечения срока давности. Решение по запросу прокуратуры края было принято положительное. 9 марта сего года российский гражданин Ираклий Читая пересек границу родины.

По Минской конвенции срок выдачи на время – три месяца. Уложились. Почти все следственные действия, какие возможно, пока «героя» искали, Георгиевским РОВД были уже выполнены, да и судебный процесс много времени не занял. Дело-то, как говорят юристы, прозрачное. И отправили Ираклия назад в Харьковскую колонию. Согласно действующему законодательству, срок наказания по приговору нашего суда для него исчисляется с момента пересечения российской границы – то есть с 9 марта 2005 г. Отсидит в Харькове - останется отбыть в нашей колонии еще пять лет. В приговоре Георгиевского районного суда, вступившем в силу, значится – 7,6 года. Можно сказать, повезло Ираклию. Сидит одновременно и за русские, и за украинские дела. Порознь получился бы больший срок.

Чей гражданин будете?..

Недавно была аналогичная история, но как бы наоборот. Наша сторона экстрадировала осужденного Ставропольским краевым судом и отбывающего наказание в Георгиевской колонии гражданина Казахстана с русской фамилией Крымов. Кстати, долго не могли определиться, чей гражданин… Как выяснилось, хоть Александр Крымов и родился, и проживал весьма долгое время в России, где собственно и приобрел богатый «послужной список» судимостей - изнасилование, побег, разбой, сопротивление представителю власти, подделка документов, успел, однако, «между делом» записаться в казахи и пожить в сопредельной стране у матери. Причем уже будучи иностранным гражданином, Крымов, вернувшись на родину, умудрился совершить кражу в Пятигорске, за что и был осужден городским судом. Это была пятая его судимость на территории РФ. Когда уже отбывал наказание, выяснилось, что «казах» числится в международном розыске как совершивший разбойное нападение. Генеральная прокуратура России в августе прошлого года удовлетворила требование Республики Казахстан о выдаче Крымова на время для привлечения к уголовной ответственности, и тот отправился по этапу в бывшую республику СССР. 1 марта Крымов вернулся в Георгиевскую колонию, где ему сидеть до 2009 года. Затем его, приговоренного иностранным судом к семи годам лишения свободы, этапируют к новому месту заключения.

Скрыться от ответственности на территории СНГ перебежчикам становится все сложнее. Причем тот, кто имеет богатое криминальное прошлое, как показывает практика, попадается раньше. Ибо сидеть «без дела» не получается – даже на чужбине. А самая большая проблема в действующей системе выдачи преступников – установление гражданства: если преступник не имеет документов, то чаще всего называется другой фамилией. Но и в этом случае правоохранительные ведомства стран СНГ находят возможность вычислить инкогнито. Просто процесс этот непростой и занимает достаточно много времени.

В 2004 году на территории Ставрополья было задержано 22 иностранных гражданина, совершивших преступления в странах СНГ, в 2003 году – 34, а за четыре месяца нынешнего года – 4. В свою очередь, правоохранительным органам края в 2004 году выдано для привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные у нас, 4 россиянина, в 2003-м – 3, в текущем году – пока 1. В отношении каждого из них прокуратурой края проведена непростая процедура экстрадиции в соответствии с Минской конвенцией.