За рамками… стен
Там уже ждали две замечательные кошки и низвергающий огонь парень в черном одеянии с крыльями и на длиннющих ходулях. Кошки же были повсюду: их глаза желтели на фотографиях, на картинах и даже на манекене. Потому что фестиваль, куда мы попали, назывался «Мартовские коты»: ведь именно в этот весенний месяц никуда не спрячешься от громогласного весеннего кошачьего ора.
Сложно описать словами творимое студентами художественного училища действо: просто попробуйте представить себе, например, ожившую выставку картин.
…На земле лежали две девушки. Блондинка, одетая в черные одежды, и брюнетка в белом. В их руках - шпаги и мечи. Лица разрисованы замысловатыми узорами. Под пронзительно красивую музыку девушки поднялись и стали сражаться. Это был бой белого и черного, теплого и холодного, действия и противодействия. Сражение, которое мы наблюдаем каждый день в жизни. И оно будет продолжаться вечно, потому что без добра нет зла, равно как и без горя счастья. Происходящее было похоже на раскручивание пленки, сначала вперед, а потом как будто ее перемотали назад: и девушки опять спокойно лежат на полу, словно никакого боя между ними не было.
…На освещенном возвышении стоял черный демон. Он играл на виолончели. Его крылья и волосы развевались от дуновения ветра. Чуть ниже перед ним танцевал ангел. Демон спустился к нему, повалил и сорвал крылья, оставив лежать посланника рая на холодной земле.
Стемнело. Настал решающий момент: выбор короля фестиваля. Не сговариваясь, студенты и зрители дружно стали скандировать: «Комаров!». Как только появился преподаватель композиции и дизайна училища Александр Комаров, его тут же по всем правилам короновали: предоставили трон, надели корону и даже держали над ним зонт, укрывающий от моросящего дождя.
А в заключение огласили имена организаторов фестиваля: Егор Кузнецов, Андрей Баранов, Полина Каравинская, Анастасия Бахчина. А Юлию Ромасеву признали лучшей участницей и наградили именной пластилиновой кошкой. Позже мне объяснили, что же такое происходило во дворе.
Выставки запирают в четырех стенах, но ходить по залу, рассматривать картины довольно скучно. Поэтому студенты впервые решили выйти за рамки закрытых помещений. А для самовыражения они использовали перформанс (англ. - спектакль, представление, работа на публику). Это вид концептуального искусства, специализирующийся на изображении переживаний, состояний сознания, социально-психологических явлений, возникающих в процессе человеческого общения. Перформер, как правило, выполняет таинственные, непонятные, иногда шокирующие действия, чем, естественно, вносит ощущение диссонанса в сознание зрителя, заставляя его не только пребывать какое-то время в одном пространстве с автором, но и проделывать некую работу сознания, благодаря чему «ничего не понимающий», шокированный зритель становится соавтором и творцом художественного произведения – перформанса.