Мы смеялись над малиновыми пиджаками
Фильм, еще не выйдя на экраны, а случится это совсем скоро, в первых числах июня, уже взбудоражил заинтересованную публику. Прежде всего неслыханно звездным актерским составом.
Судите сами – в титрах картины имена Никиты Михалкова, Алексея Панина, Дмитрия Дюжева, Сергея Маковецкого, Дмитрия Певцова, Виктора Сухорукова, Александра Баширова, Татьяны Догилевой, Ренаты Литвиновой, Гарика Сукачева, Алексея Серебрякова, Жанны Болотовой… Ничего себе подбор?! Каждого из вышеназванных хватило бы на отдельно взятую успешную ленту, а тут все вместе собрались. И вся эта мощная группа брошена на то, чтобы просто посмешить народ? Ну что ж, если так, значит, посмеемся.
Впрочем, расторопные столичные знатоки уже обрушились на балабановский «фильм про уродов и дебилов», обвиняя авторов в чрезмерно откровенном подражательстве знаменитому Тарантино, то есть получается - в творческой несамостоятельности и т. д. Оставим эти споры критикам-профессионалам, пусть разбираются. Все-таки что такого особенного приготовили Балабанов сотоварищи? Как пояснил в одном из интервью продюсер картины Сергей Сельянов, уже на первоначальном этапе судьба «Жмурок» по-своему несерьезна, ибо сценарий, например, появился в итоге шутливого спора: сочинил его никакой не профессионал, а… бывший игрок юношеской сборной России по футболу Стас Мохначев. Вот поспорил, что напишет, и написал! И вдруг из дружеской шутки выросло нечто. Действие фильма развивается в 90-годы ХХ века – период своеобразного расцвета бандитской эпохи. И соответственно все приметы этого времени наличествуют здесь в гротесковом изобилии. «По сюжету я вечно бью кого-то то молотком, то еще чем-то…», - так представил своего персонажа Д. Дюжев. И далее добавил: «Мы посмеялись над всей этой бандитской тематикой – малиновыми пиджаками и так далее…»
Вспоминается известное «расстаемся с прошлым, смеясь»… Действительно, эти самые печально памятные 90-е уже становятся историей. Киношники с присущим им талантом, с большой долей иронии пытаются расставить некие точки во времени, при этом пародируя и набившие всем нам жуткую оскомину штампы криминального жанра, и полубрезгливо отряхиваясь от навязчивого «голливудского» стиля. Тот же С. Сельянов по-своему объясняет происходившее в нашей стране: «Жизнь менялась на глазах, ценности девальвировались, люди просто не знали как себя вести, они искали новые ориентиры, новые модели поведения». Весьма спорная мысль, ибо тогда все мы тоже должны были бы кинуться в криминал, так сказать, в поисках смысла жизни… И по поводу ценностей есть сомнения, поскольку человечество на многовековом опыте выработало такие из них, которые принято даже называть вечными. Думаю, прекрасно понимают это создатели «Жмурок». Еще немного из Сельянова: «Те, кто еще вчера грабил на большой дороге, сегодня руководят серьезными предприятиями…». Вот он, наш российский черный юмор!
Не сомневаюсь, при таком настрое и творческом ансамбле в фильме нам будет на что посмотреть. Начиная с записного красавца и любимца женщин Дмитрия Певцова, предстающего здесь в карикатурном образе адвоката-еврея с пейсами и козлиной бородкой… И так далее и тому подобное. Масса ухищрений потрачена на внешнюю выразительность, если не сказать – экстравагантность. Гримеры совершают подвиги своего искусства в лепке целой плеяды отморозков, наращивая актерам челюсти, «сплющивая» лбы и высаживая грядки фактурных прыщей на лицах… Ну и горы трупов, разумеется, куда ж без них, как и без пресловутого яблока раздора – чемодана с героином. Очевидцы говорят: Балабанов убивает весело и с особым цинизмом. Словом, если кому-то очень хочется: иди и смотри!