Мы уже зависимы
И наш комитет, и Дума в целом достаточно много внимания уделяют государственной поддержке сельскохозяйственного производства. Ряд задач нам удалось решить посредством правового регулирования, а частично - за счет бюджетных ресурсов, направленных на реализацию краевых целевых программ. В то же время нас беспокоит низкий уровень вовлечения в переработку получаемой сельхозпродукции. Наш край производит ее в значительных объемах, но при этом мощности переработки не растут. Вызывает серьезную обеспокоенность отсутствие обоснованного прогноза развития пищевой и перерабатывающей отрасли.
До настоящего времени правительство края четко не сформулировало ответ на вопрос о сбалансированности производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Посмотрите, краевой рынок заполонили московская, санкт-петербургская цельномолочная и мясная продукция, кондитерские изделия из других регионов. Продукты питания поставляются на Ставрополье сочинскими, волгоградскими и краснодарскими предприятиями АПК, много импортного продовольствия.
По итогам прошлого года в валовом региональном продукте доля пищевой продукции, произведенной на предприятиях края, составила 16 процентов. Если сравнить объемы производства продовольствия с 1992 годом, то для оптимизма и вовсе места не остается. По отдельным видам снижение произошло в два-пять раз. Это касается сыров, сливочного масла, плодоовощных консервов, кондитерских и колбасных изделий, а также алкоголя.
Ежегодно снижается и уровень рентабельности по всем отраслям переработки. К примеру, за последний год прибыль предприятий сократилась наполовину. Уменьшаются и налоговые отчисления. Они опустились до 4,7 процента в объеме платежей, поступивших от всех отраслей экономики края. Отдельные положительные сдвиги можно отметить только, если сравнивать минувший год с предыдущим.
Анализируя состояние перерабатывающих отраслей, ввоз и вывоз готовой продукции, мы столкнулись с рядом очень тревожных фактов. По данным 2003 года, выявлена продовольственная зависимость края по овощным, плодовым, молочным консервам, сырам и колбасным изделиям, цельномолочной, ликероводочной продукции, пиву. Сложилась парадоксальная ситуация: при ежегодном сокращении производства молока и мяса в крупных коллективных хозяйствах предприятия переработки закупают лишь половину произведенного в крае сырья. При этом их собственные мощности используются всего лишь на 30-40 процентов. В чем же причина? Прежде всего в серьезных проблемах со сбытом: рынок продовольствия перенасыщен, господствует жесткая конкуренция.
В то же время в мясной отрасли новая волна инвесторов «подняла» ряд мясоперерабатывающих предприятий Ставрополья: «Прасол Ставрополья», мясоптицекомбинаты «Ипатовский», «Светлоградский», «Минераловодский». Правда, инвесторы используют в основном эти мощности как цеха по забою скота. Переработка же мяса идет на головных предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге. А затем, с наценками, возвращается в виде готовой продукции в край.
Что касается животноводства, оно переместилось в личные подсобные хозяйства. За последние 12 лет численность крупного рогатого скота в коллективных хозяйствах снизилась на 583 тысячи голов. В то же время в индивидуальном секторе она выросла на 35 тысяч. Новый ГОСТ на молоко ужесточил требования к его качеству при заготовке у населения. Молочным заводам потребовалось в сжатые сроки создать сеть стационарных приемных пунктов в ряде районов края. В настоящее время их 27, а требуется – около 200.
Что сдерживает развитие сети молокоприемных пунктов? С одной стороны, нехватка средств у молочных заводов, с другой – противостояние перекупщиков, которые к тому же нарушают санитарно-ветеринарные нормы, слабое содействие органов местного самоуправления в решении этой проблемы. В дополнение ко всем имеющимся трудностям изменения в налоговом законодательстве привели к тому, что для предприятий переработки налог на добавленную стоимость фактически превратился в налог с оборота. Это затрагивает интересы молочной промышленности, поскольку до 70 процентов сырья закупается у населения, не являющегося плательщиком НДС.
В этой связи мы предложили правительству края подготовить экономическое обоснование к проекту соответствующей законодательной инициативы Государственной Думы края по внесению изменений в федеральное законодательство.
Свои сложности и в переработке зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника. Ежегодно селяне увеличивают производство сахарной свеклы как высокорентабельной культуры. Но на Изобильненском сахарном заводе перерабатывается лишь третья часть собранного урожая. Остальное вывозится на переработку в соседние регионы. А это – прямые потери бюджета края. Подсолнечник у нас перерабатывается лишь в объеме 60 процентов.
Наш рекорд по урожаю зерна прошлого года обернулся проблемой для его производителей. Из-за отсутствия закупочных интервенций и неопределенной ценовой политики значительная часть зерна не реализована. Селяне несут убытки и в посевную вышли со старыми долгами. А край не располагает выгодными контрактами на продажу зерна в соседние республики. В то же время хлебозаводы обеспокоены, что могут остаться без качественного сырья – пшеницы твердых сортов. Почему правительство края для нужд хлебопечения не закупает зерно в региональный фонд? Средства есть. Второй год в бюджете края предусматривается субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным для формирования регионального фонда.
Помимо социально-экономической, есть у проблемы и другая сторона. Речь о ввозе в край огромного количества продовольствия низкого качества и опасного для здоровья населения. Разобщенность федеральных органов и служб, уполномоченных осуществлять контроль за качеством продовольствия в торговой сети, ставит под угрозу общественную безопасность.
В принятом на заседании Думы постановлении содержится целый ряд предложений, направленных на улучшение положения дел в отрасли, на создание действенных механизмов оказания государственной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности края. Так, исполнительной власти рекомендовано при разработке «Программы социально-экономического развития края до 2010 года» с большим вниманием отнестись к проблемам агропромышленного комплекса и торгово-оптового рынка продовольствия. Кроме того, мы считаем необходимым принятие целевой программы «Государственная поддержка развития перерабатывающей промышленности Ставропольского края на 2005-2010 годы».
По мнению депутатов, необходимо предоставлять из бюджета Ставропольского края субсидии на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам на пополнение оборотных средств организациям пищевой и перерабатывающей промышленности края, закупающим сельскохозяйственное сырье в личных подсобных хозяйствах. Активнее следует использовать возможности финансового лизинга для обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией. Соответствующие средства необходимо предусматривать в бюджете края.