Злые шутки вокруг «маршрутки»
- Случается, в день бывает до десятка таких звонков, - успокоив пассажирку и пообещав ей во всем разобраться, рассказывает начальник отдела дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ГУВД СК подполковник Сергей Ионкин. - С «маршрутками» просто беда: куда ни кинь, всюду клин. Вы с капитаном Лукьянченко побеседуйте: он у нас это направление курирует…
Виталий Лукьянченко разложил на столе три внушительных тома служебной переписки.
- С чего начнем?
- Наверное, со звонка пассажирки…
Картина, «нарисованная» Л. Ульяновой, оказывается, довольно типична: многие водители «маршруток» работают
На грани фола
Не только инспектора ГАИ сетуют на недисциплинированность водителей маршрутных такси. Спросите о поведении «маршруточников» у тех, кто находится за рулем служебного или личного автотранспорта, и услышите такие эпитеты, от которых любая бумага краснеет. Человек, у которого рублевые монеты вместо глаз, увидев «голосующего» пассажира, может запросто, игнорируя правила движения, перестроиться из крайнего левого ряда в правый, остановиться под запрещающим знаком, на крутом подъеме или спуске, непосредственно перед перекрестком. Все это зачастую под визг тормозов других машин и ненормативную лексику их водителей.
Нередко и пешеходы страдают. Так, утром 22 апреля на улице Льва Толстого не в меру торопливый водитель «маршрутки» допустил наезд на переходящего проезжую часть гражданина. Со смертельным исходом. Месяцем раньше, в марте, на перекрестке улиц Макарова и Октябрьской столкнулись «маршрутка» и «Ниссан». Здесь также были пострадавшие. А перечислять ДТП, не связанные с человеческими жертвами, но случившиеся по вине «маршруточников», не хватит ни места, ни времени.
- Нарушителей мы, конечно, наказываем, – предваряет мой вопрос капитан Лукьянченко, – но выяснять отношения с водителем «маршрутки» инспектор дорожно-патрульной службы имеет право только на конечной остановке, чтобы пассажирам неудобств не доставлять – они-то не виноваты, что сели в машину разгильдяя. А случается и так, что люди, которым несколько минут назад грозила реальная опасность серьезного дорожно-транспортного происшествия, горой становятся за потенциального виновника, нередко лжесвидетельствуют в его пользу. Да и наказания у нас, можно сказать, чисто символические: за нарушение правил перевозки (перегруз машины, о котором говорила по телефону Л. Ульянова) водителю грозит предупреждение или штраф до ста рублей. Эту сотню он уже через пару часов наверстает, с помощью тех же «стоячих подсадок»…
Остановка конечная. Проблема вечная?
По словам сотрудников ГИБДД, набившей оскомину проблемой в течение многих лет остается оборудование конечных остановок маршрутных такси. Об этом свидетельствует и представление прокуратуры Октябрьского района краевого центра в адрес главы Ставрополя Дмитрия Кузьмина. В частности, прокурор района старший советник юстиции Владимир Решетняк подчеркивает, что при организации начального и конечного пунктов для разворота средств общественного пассажирского транспорта следует устраивать площадки с островками диаметром не менее тридцати метров. На маршрутах движения транспортных средств № 1, 3, 9м, 13, 14, 15, 17 и многих других вышеуказанные площадки отсутствуют.
А в результате у железнодорожного вокзала, у универсама «Юность», на улице Пирогова и в десятках других мест прямо на проезжей части выстраиваются колонны «маршруток», затрудняя движение и создавая опасность для других транспортных средств. И для пешеходов. На упомянутой улице Пирогова конечная остановка не освещена, не оборудованы пешеходные переходы. Долго ли до беды?
Проблема (и не только эта), несмотря на многочисленные прокурорские представления, не решается годами. А причина скорее всего одна.
Правовой нигилизм
Его проявления многолики. К примеру, организация движения микроавтобусов должна базироваться на утвержденных законом основаниях. В частности, прежде чем глава администрации Ставрополя может принять решение об открытии движения по тому или иному маршруту, трассу должна обследовать компетентная комиссия, в которую, помимо работников администрации, включаются представители дорожных служб, Госавтоинспекции, транспортной инспекции и пассажироперевозчиков. Составляется соответствующий акт, где отражаются наличие и исправность технических средств обеспечения безопасности движения (светофоры, разметка, дорожные знаки, ограждение, состояние проезжей части). Комиссия дает заключение о возможности или невозможности открытия маршрута. А мэр может принять положительное (разрешительное) решение лишь после устранения указанных в акте недостатков.
У нас же в Ставрополе разрешения на пассажироперевозки чаще всего принимаются единолично, одним росчерком пера. Не случайно в упомянутом выше прокурорском представлении от 26.02.04 г. (оно на шести страницах, что бывает нечасто) в числе множества других недостатков отмечается, что перед открытием, изменением, продлением маршрутов обследование комиссиями (с участием Госавтоинспекции и дорожных органов) условий организации перевозок не проводится, соответствующие акты отсутствуют. Паспорта маршрутов не соответствуют установленным требованиям, ибо не содержат информации, характеризующей состояние дороги, стоимость проезда, интервалов и расписания движения. Нет схем движения транспортных средств, схем опасных участков. Не потому ли водители так лихо останавливаются на крутых подъемах и спусках? О состоянии дорог столько писано-переписано, что повторяться уже не хочется. Злые языки утверждают, что 20 процентов дорог Ставрополя являются опасными. А остальные 80 процентов дорогами вообще не являются. Кто не верит – пусть проверит…
И еще один нюанс, связанный как с состоянием, так и с шириной проезжей части: многие маршрутные такси без согласования с Госавтоинспекцией следуют под запрещающие знаки по улицам с односторонним движением (Артема, Пушкина, Льва Толстого и другие), что создает ощутимые помехи движению. Закон гласит, что изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения безопасности не допускаются…
Нужны карательные меры?
В прошлогоднем (подчеркнем) прокурорском представлении содержится еще не менее десятка нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения на территории краевого центра. Администрация Ставрополя на требования прокуратуры и Госавтоинспекции реагирует вяло: дескать, принимаются меры (который год?) к паспортизации маршрутов, налаживается взаимодействие с ГИБДД… Но реальных шагов для упорядочения и обеспечения безопасности движения пока не наблюдается. Похоже, кому-то выгодны злые шутки вокруг «маршрутки».
Выход? Сотрудники отдела дорожной инспекции и организации движения ГИБДД ГУВД СК видят его в том, чтобы закрыть несколько самых «взрывоопасных» маршрутов. В первую очередь, в интересах обеспечения безопасности пассажиров.
Мера, разумеется, непопулярная. Она наверняка вызовет возмущение граждан, опаздывающих на работу или терпящих другие неудобства. Но растущее число аварий и пострадавших в них людей толкают ГИБДД на этот шаг.