И ломаный грош - в законе
Но недовольные комментарии – ерунда. История, приключившаяся с моей подругой Ольгой, чуть не закончилась рукопашной!
Ольге срочно понадобилось добраться на важные переговоры в другой конец Ставрополя. Уже выскочив на улицу, девушка, проверив кошелек, обнаружила, что, кроме тысячерублевки, других денег нет. Предчувствуя недовольство водителя маршрутки, она кинулась в ближайший магазин менять купюру, но бесполезно: продавцы упорно не хотели помочь. Время поджимало, Ольга остановила нужную маршрутку и, извинившись, честно предупредила водителя о купюре. Мол, сдача найдется? Мужчина утвердительно кивнул, а когда на нужной остановке Ольга протянула деньги, стал отсчитывать сдачу… рублевыми монетами! Участь стать обладательницей более чем килограммовой кучи мелочи девушку, понятно, не прельстила. О чем она и заявила водителю. В салоне даже нашелся человек, пожелавший разменять многострадальную тысячу более мелкими купюрами, но водитель поднял скандал, забрал все деньги, прибавил газу, а в адрес Ольги скрипнул зубами: поедешь со мной до конечной, там разберемся! Тут пассажирка по-настоящему запаниковала: не известно ведь, как именно с ней собираются разбираться. Тем более на переговоры уже опаздывает. На мстительного водителя аргументы девушки не действовали. В общем, спасаться пришлось хитростью: звонить другу, который догнал маршрутку, всучил вредному мужику нужную сумму и забрал Ольгу вместе с ее тысячей.
Нашей героине еще повезло. Не секрет, что ставропольские «вежливые» водители маршрутных такси способны не только испортить настроение, но и выставить пассажира вон из транспортного средства. Что делать в таких случаях? Идти жаловаться! Например, в краевое территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Недавно туда поступила жалоба на продавца хлебного киоска, который отказался принять деньги у пожилой женщины только потому, что она собиралась заплатить десяти- и пятидесятикопеечными монетами.
В данном случае продавец вряд ли знал, что нарушил Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.02 г. В нем сказано, что официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей и не могут быть объявлены недействительными.
Некоторые продавцы могут, конечно, ссылаться на то, что банки не принимают мелочь. Но это не так. Банки, кстати, и сами оказывают специальные услуги, снабжая предприятия и магазины монетами, объяснили в пресс-службе Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ.
Что касается водителей и работников транспортных средств, то заботиться о расчете с пассажирами - их непосредственная обязанность. Они имеют право только вежливо попросить поискать более мелкие деньги. Требовать мелочь, а тем более высаживать пассажира с крупными купюрами запрещено! Та же ситуация и в магазине.
Кстати, согласно закону принимать должны даже ветхие, грязные, порванные банкноты и гнутые монеты. Конечно, есть и ограничения. Если неповрежденная поверхность составляет менее 55 процентов, тогда продавец, кондуктор или водитель вправе не принять вашу купюру. А вот загрязненными и изношенными, надорванными и потертыми, имеющими небольшие дырочки, проколы, надписи и пятна, утратившими углы или защитную нить купюрами и монетами с незначительными повреждениями, которые сохранили изображения на аверсе и реверсе, вполне можете расплачиваться.
Если вам будут говорить: «Мелочь не принимаем!», или наоборот: «Не возьму эту купюру – сдачи нет», постарайтесь убедить оппонентов в неправомерности их поступков. Не помогает – обращайтесь к руководству: директору магазина, в троллейбусные и автобусные парки и т.д. Или - к защитникам прав потребителей.