00:00, 8 апреля 2005 года

Миссионеры правовой «неотложки»

С июля прошлого года - и об этом мы рассказывали нашим читателям - в России действует проект «Горячая линия по правам человека». любой, кому срочно требуется юридическая помощь, может позвонить на один из восьми телефонов «линии» и получить бесплатную консультацию. Проект, родившийся под крылом Института региональной прессы при содействии общественной организации «Открытая Россия» и фонда «Общественный вердикт», должен был завершиться в декабре 2004 года. Однако и сегодня он продолжает работу.

- Назову некоторые цифры, и станет понятно, почему закрыть проект было невозможно, - говорит И. Тихонюк. - С июля по декабрь на наши телефоны поступило более восьми тысяч звонков. В Южном федеральном округе мы начали работать с сентября, и к исходу декабря было около 700 звонков. Поэтому собравшись в декабре в Москве юристы, в том числе руководитель проекта Дарья Милославская и директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина, решили, что проект будет жить дальше. Теперь он продлен до конца 2005 года.

- О чем чаще всего спрашивают люди и какой помощи ждут?

- Судя по звонкам, больше всего наших собеседников волновали жилищные вопросы и льготы, в том числе в оплате коммунальных услуг. На втором месте – вопросы, связанные с судопроизводством и обращением в суды. Было очень много - более 700 - звонков, касающихся трудовых отношений. Вообще же тематика вопросов самая разнообразная, вплоть до того, как создать хоспис, что предпринять для обращения в Конституционный или Европейский суд, или что делать, если возле магазина долгое время стоит коляска с ребенком и никто к ней не подходит…

- Вообще-то ваш проект был заявлен как экстренная юридическая помощь по телефону. Но, похоже, многие звонили и консультировались далеко не в «пожарной» ситуации?

- Да, мы действительно собирались работать именно с нетерпящими отлагательства обращениями. И тем более не должны подменять собою юридические консультации или адвокатские конторы. Однако далеко не каждый может позволить себе оплачивать их услуги, и, если человека что-то тревожит, нужно посоветовать ему хотя бы, в каком направлении действовать, отстаивая свои права. Иначе потом ситуация может усложниться.

- Но все-таки были ли у вас действительно «горячие» звонки, можете о них рассказать?

- Разумеется, такие обращения были, и они, как правило, самые сложные и часто одним ответом не заканчиваются. Приходится предпринимать какие-то действия, хотя мы не обязаны это делать. Но невозможно бросить человека, который в эту минуту рассчитывает только на тебя.

Например, позвонила женщина из Карачаево-Черкесии: у нее в Ставрополе пропал сын. Друзья сообщили, что его задержала милиция. Самостоятельно мать не смогла его разыскать. Пришлось уже мне обзвонить немало адресов... Но парня мы нашли.

Или другой случай. На «линию» позвонили из одного дагестанского села. Если изложенное моими собеседниками было правдой, то звонок был более чем тревожный. Сообщалось, что какие-то люди увозят из села молодых парней, через некоторое время те возвращаются избитыми. Сельчане по какой-то причине боятся обращаться в местные правоохранительные органы и просят сообщить телефоны центральных телевизионных каналов. Их просьбу я удовлетворила, но посоветовала все-таки обратиться в правоохранительные органы, дала координаты представительства Генеральной прокуратуры в ЮФО, военной прокуратуры округа и ФСБ.

Кстати, чем дальше в глубинку - тем больше произвола. На селе люди очень мало знают о своих правах и еще меньше - как их защищать.

- А чувствуются ли какие-то региональные особенности в тех вопросах, с которыми люди обращались на «линию»?

- Вообще-то что Урал, что наш Юг беспокоят одни и те же проблемы. И каких-то «специфических» немного. Разница в основном в том, что, например, из Ставрополья и Краснодарского края больше звонков, касающихся регистрации или земельных проблем. А вот, например, в первые месяцы этого года везде, безусловно, лидируют вопросы по монетизации льгот, ЖКХ и нового Жилищного кодекса.

- Наверное, те советы, которые ваши юристы дают по телефону одному человеку, вполне могли бы пригодиться и другим…

- Именно поэтому мы отвечаем на вопросы и на форумах сайта «горячей линии» www.linia.org. Кроме того, по итогам нашей полугодовой работы в свет вышла книга «111 самых горячих вопросов о праве». 23 марта в Санкт-Петербурге и 25 марта в Москве прошла ее презентация. Можно сказать, что книга по-своему уникальна, поскольку ее авторы не профессиональные литераторы, а российский народ, столкнувшийся с нарушением своих прав и произволом, и юристы проекта «Горячая линия по правам человека». Уже в апреле книга должна поступить и в регионы. Что же касается «горячего» телефона, то его номер на Юге (88652) 47-81-00.