00:00, 15 марта 2005 года

Легкая добыча

Это судебное дело можно было бы отнести к разряду рядовых имущественных споров, если бы дело не касалось беспомощной бабушки, по старости лет страдающей тяжелым психическим заболеванием, чем легко воспользовались чужие ей люди. В сентябре прошлого года, рассказав какую-то «сказку», ее увели с собственного двора, поселили на квартире, которую снимает в Ставрополе ее нынешняя «опекунша». А далее немедленно начали хлопотать о продаже ее домовладения с земельным участком.

Чтобы прояснить ситуацию, не обойтись без небольшой предыстории. Мария Федоровна Цивилева до вышеозначенных событий жила в своем доме по адресу: пер. Весенний, 5. С единственным оставшимся у нее сыном, который, к сожалению, не отличался особой добротой по отношению к матери: бывало, даже выгонял из дома, забирал пенсию, если на выпивку не хватало. Терпела - материнское сердце не всегда следует логике и обиды прощает легко. Однако такая жизнь, да и преклонный возраст – под 90 лет, - видимо, все же способствовали тому, что случилось, - привели к расстройству психики. А иначе как объяснить, почему, когда сын умер, Мария Федоровна три дня никому об этом не сообщала, пока наконец соседи не поинтересовались... После похорон, которые организовала и оплатила бывшая невестка, бабушка переезжать к родственникам не захотела, хотя явно нуждалась в уходе и госпитализации. А пока решался вопрос о помещении ее в больницу на лечение, и появились на подворье двое -мужчина и женщина…

Родственники, которые пришли проведать и не обнаружили бабушку дома, обратились с заявлением в милицию. Нашли пропавшую очень быстро. Однако участковый А. Колодко забрать Марию Федоровну не разрешил, хотя было понятно, что она не осознает, где и у кого находится. Далее история раскручивалась со скоростью немой киноленты. «Добрая» женщина Нина Лещенко, приютившая у себя бабушку, каким-то образом получает второй паспорт на Марию Федоровну Цивилеву в паспортно-визовой службе Октябрьского района Ставрополя (несмотря на то, что настоящий паспорт не терялся и хранится у родственников), составляет соответствующий документ, в котором назначает себя доверенным лицом подопечной, заверяет доверенность у нотариуса (тоже хотелось бы познакомиться с технологией) и через риэлторскую фирму, - в которой также не особенно интересуются чистотой сделки, - начинает продажу домовладения. При этом хозяйку недвижимости держит у себя на квартире, взаперти, не позволяя видеться с ней ни родным внукам, ни соответственно их матери. Когда, по заявлению соседей, высказавших тревогу по поводу состояния психического здоровья бабушки Цивилевой, приехала бригада скорой помощи из Ставропольской клинической краевой психиатрической больницы № 1 в сопровождении сотрудников милиции, их к больной просто не пускали. Прибывший позже капитан милиции Ю.Плющ проблему снял, разрешил специалистам обследовать старую женщину, но… принятое ими решение о необходимости срочной госпитализации подверг сомнению и забрать в больницу не разрешил. Видимо, милиция в этом лучше разбирается, чем врачи-психиатры. Как и иные должностные лица, побывавшие здесь с проверкой и полагающие, что бабушка вполне отвечает за свои поступки и в лечении не нуждается…

На основании полученных материалов медицинского освидетельствования Октябрьский районный суд принимает решение о необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы в отношении Марии Федоровны. Что делает Н.Лещенко? Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения экспертизы, решение суда она попросту игнорирует. А чего, казалось бы, бояться, если бабушка и в самом деле в здравом уме?!. Таким образом, имущественный спор, который по сути не может быть решен без комиссионного медицинского заключения, опять заходит в тупик. Более того, и арест, наложенный до разрешения спора на домовладение Цивилевой, суд решает снять. Не совсем понятно, на каком основании, ведь нет ясности относительно вменяемости владелицы недвижимости. Представитель законных интересов несовершеннолетних внуков Марии Федоровны – Цивилевых Эдуарда и Веры обжаловал данное решение в коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.

В этой истории, еще не закончившейся, много вопросов. Главный из них: как удалось совершенно посторонней женщине получить все права на распоряжение чужим имуществом, тогда как ею даже официально не оформлено, как того требует закон, опекунство над бабушкой. Почему спор об отмене обеспечения иска (речь об аресте имущества. – Л.К.) принят без участия органа опеки и попечительства Октябрьского района, призванного защищать интересы граждан, оказавшихся в таком беспомощном состоянии, как Мария Федоровна? Их не пригласили? По какой причине судебный спор получает продолжение, тогда как не решен чисто медицинский вопрос: могла ли Мария Федоровна принимать самостоятельные решения.

И уже безотносительно к данному судебному процессу: не свидетельствуют ли некоторые факты из этой истории, что уже сложилась некая система, которая помогает «раздевать» одиноких стариков? Страшилки на эту тему, которые, конечно, требуют проверки, я уже слышала. А дыма без огня… Вы чье, старичье? Неужели добыча предприимчивых людей?