00:00, 15 марта 2005 года

Конфуций не любил прокисшее молоко

- Прежде всего хочу заметить, - сказал Николай Григорьевич, - тема защиты прав потребителей была актуальной во все времена начиная с глубокой древности. Практически во всех сводах законов с древнейших времен присутствовали нормы, защищавшие интересы граждан как потребителей. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи – царя, правившего Вавилоном в XVIII веке до нашей эры. Они регулировали кредитные отношения, а также ответственность за продажу некачественных товаров и т. д. В средние века процесс купли-продажи жестко контролировался властями во многих странах. Так, в Австрии в XV веке продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был выпить все сам, а во Франции в XVI веке покупатели протухших яиц имели право закидать таковыми продавцов. В Нормандии в XIV веке для обеспечения конкуренции было запрещено перешептывание продавца и покупателя, изъяснение знаками, обмен чужеземными словами. Во многих странах существовали специальные должности «рыночных инспекторов». Кстати, в Древнем Китае такую должность одно время занимал великий философ Конфуций.

- С тех пор многое изменилось – нравы, законы, производство, но по-прежнему, как и несколько веков назад, люди воюют с продавцами и производителями, поставляющими на рынок некачественные товары.

- Да, это действительно так. Более того, с развитием научно-технического прогресса, с приходом новейших технологий производства этих проблем добавилось. На сегодня в мире признаны восемь базовых прав потребителей: право на безопасность, информацию, выбор, быть услышанным, на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Хорошим подспорьем в их реализации стал закон РФ «О защите прав потребителей», который действует успешно. Судите сами: несколько лет назад почти невозможно было, скажем, заменить некачественный товар. Сегодня это стало нормой. Впрочем, как и многое другое: достоверная информация о товаре, вежливое обращение с клиентом, выдача чеков при покупке, гарантийный ремонт вышедшей из строя вещи.

По данным ежегодных опросов, проводимых Союзом потребителей России, в последние годы у соотечественников заметно прибавилось желания и решимости защищать свои права. Повысилась и результативность их защиты. Теперь большинство продавцов и производителей товаров и услуг, увидев грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда.

С тех пор, как у нас в стране зародилось потребительское движение, предприниматель и покупатель находились по разные стороны баррикад. Но сегодня представителей добросовестного бизнеса уже не надо заставлять соблюдать законы: многие из них стали разработчиками этических норм взаимодействия с потребителем, создают третейские суды по урегулированию возможных конфликтов, вступают в отраслевые ассоциации, чтобы следить за соблюдением прав покупателей.

- Отслеживать весь этот процесс в крае вам отчасти помогает «горячая линия», которую вы недавно открыли?

- Конечно. Только с января этого года зарегистрировано свыше 290 обращений граждан. (Сразу отмечу, мы работаем с предложениями и жалобами только тех потребителей, которые оставляют свои координаты). В основном они связаны с качеством товаров (57%), отказом в обмене и возврате, качеством и сроками оказания услуг (22), ненадлежащей информацией о товаре (15), высоким уровнем цен (10). Поступают жалобы на качество продуктов, обвес и обсчет, а также грубость обслуживающего персонала (16). Наибольшее количество претензий - к качеству обуви (23), аудио-, видео- и бытовой техники (31), мобильных телефонов (16), продовольственных товаров (17). Проводим мы и телефонные опросы.

- Николай Григорьевич, как у общественных защитников, так и у вашего ведомства сегодня море работы на потребительском рынке края. И все же с чем сегодня приходится сталкиваться чаще всего?

- С особой остротой стоят вопросы обеспечения льготными лекарственными средствами. Контрольно-надзорными мероприятиями охвачено более 70 аптечных учреждений Ставропольского края. В рамках поручения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведен мониторинг цен на лекарственные средства. В итоге в отношении 27 аптечных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечен 21 человек, штрафных санкций вынесено на сумму более 20 тысяч рублей. Следует также сказать, что нами ведется серьезная работа по соблюдению прав в сфере предоставления жилищно-коммунальных и рекламных услуг. Здесь мы будем добиваться заключения равноправных договоров между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг, разработки стандартов их качества, прозрачности и обоснованности тарифов, оплаты только реально полученных услуг, а также предоставления достоверной и качественной рекламы.

На государственном уровне закреплено, что российский потребитель находится под зоркой охраной как власти в целом, так и специально созданных для этого структур. Только совместными усилиями мы можем создать условия, при которых все граждане будут иметь реальную возможность защищать свои права.

В завершении разговора Николай Ковалев передал поздравление ставропольцам со Всемирным днем прав потребителей и пожелал всем вежливого обслуживания и удачных покупок.