Рожденная звездой
- Начнем с того, что я родилась в дороге, - рассказывает Долорес Павловна. – Отец был военным, и, когда пришел мой черед появиться на свет, маму из воинской части повезли в город, но… не довезли, и теперь в графе паспорта «Место рождения» стоит запись: «Хасанский район Приморского края». С тех пор все время кочую, переезжаю с выступлениями из одного города (страны, материка) в другой. За 42 года работы на манеже не довелось побывать только в Австралии и Африке...
На выбор профессии повлияло и данное при рождении имя – Долорес. Так звали старшую сестру Долорес Павловны, которая умерла от дифтерии, а ей имя дали в честь известной испанской антифашистки. С таким звучным именем дорога по окончании школы в Благовещенске лежала только в государственное училище циркового искусства.
Долорес навсегда связала свою судьбу с ареной: была и акробатом-вольтижером на лошадях, выполняла сложнейшую эквилибристику на трапеции, укрощала хищников и дрессировала слонов. Однако самые запоминающиеся случаи, по ее признанию, произошли не на манеже, а за его пределами.
- Однажды мы гастролировали в Арабских Эмиратах, - рассказывает Долорес Павловна, - а с местными обычаями и законами нас, артистов, никто не познакомил. В связи с чем произошло несколько досадных случайностей. Так, однажды нас едва не депортировали из страны за то, что мы днем во время мусульманского поста ели и курили на улице. С большим трудом скандал удалось замять. В другой раз я по привычке после утренней гимнастики отправилась купаться в море в открытом купальнике. На свое счастье, на пляже я никого не встретила, потому что в Эмиратах под страхом телесных наказаний и даже смертной казни запрещалось появляться раздетыми в общественных местах. Даже - здесь Долорес Павловна рассмеялась - на наших рекламных плакатах пришлось мои обнаженные ноги закрашивать черным маркером. Дескать, я не раздетая стою, а в трико. Зато номер «Иллюзия с переодеванием» (который, кстати, можно увидеть на арене Ставропольского цирка. - Н. Г.) арабы смотрели с большим восторгом и удивлением. За считанные секунды я, завернутая в плащ или в мешок, переодевалась в различные платья и костюмы. И вот когда вместо платья вышла на арену в мини-юбке, то все зрители закрыли глаза руками. Такого за годы работы мне видеть не доводилось!
На вопрос, случалось ли праздновать 8 Марта в каких–либо экзотических условиях, Долорес Павловна ответила:
- Для нас, цирковых, этот праздник, как, впрочем, и многие другие, практически не заметен, потому что мы всегда отмечали его выступлением на манеже. Зато однажды в Париже, где-то в середине 90-х годов, с Международным женским днем нас поздравлял князь Голицын, ребенком эмигрировавший из России после Гражданской войны. Он подарил нам цветы, небольшие сувениры и сказал, что таким красивым женщинам подарки надо делать круглый год!