Срок за звонок
Первого января, когда жители краевого центра отсыпались после бурной встречи Нового года, Алексей Крикунов бодрствовал. То ли он уже проснулся, то ли не ложился вовсе – сказать трудно. Только был Алексей в хорошем подпитии. Жены у него нет, на жизнь зарабатывал случайными подрядами: сегодня здесь трудился, завтра - там. В праздничный день он не нашел себе другого занятия, как позвонить в милицию и сообщить о том, что на улице Мира вооруженные люди в камуфляже захватили заложников.
За последние годы дежурные ГУВД СК к подобным звонкам привыкли. Мало ли злоумышленников таким образом развлекается. Но не реагировать на сообщения граждан нельзя: вдруг и вправду ЧП произошло. К месту предполагаемого происшествия выехали сотрудники милиции. К счастью (уж как для работавших в тот день правоохранителей, право, не знаю), сообщение оказалось ложным. Вычислить хулигана тогда не удалось: звонок поступил с таксофона.
На следующий день ситуация в точности повторилась. Снова был звонок, выезд милиционеров и «отбой». Не угомонился Алексей и на третий день: на этот раз к захвату заложников добавилась информация о готовящемся «взрыве». В очередной раз экипаж поднялся по ложной тревоге. И только после четвертого сообщения о несуществующем тер-акте Крикунова задержали.
На суде Алексей своей вины не отрицал. Более того, он ходатайствовал о вынесении приговора без проведения судебного разбирательства. Суд счел вину Крикунова, предусмотренную ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение о действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий), полностью доказанной.
В прошлом Алексей уже был дважды судим. Последний срок – за убийство – до конца не отсидел: освободился условно-досрочно. Теперь же, принимая во внимание прошлые и нынешние «заслуги», суд приговорил Крикунова к трем годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Но это еще не все. В качестве компенсации расходов на ложные выезды милиционеров суд обязал его выплатить ОВД Октябрьского района более шести с половиной тысяч рублей. Наказание за, казалось бы, мелкий проступок более чем суровое. Но у государственного обвинителя - прокурора Октябрьского района Владимира Решетняка на этот счет другое мнение.
- Конечно, если бы не прошлые судимости Крикунова, наказание было бы мягче, - говорит он, - но тем не менее преступление, которое совершил Алексей, нельзя рассматривать как мелкий проступок. Мы живем в неспокойном регионе, правоохранительные органы несут службу в усиленном режиме. Выходки, подобные тем, что совершил Крикунов, только усугубляют и без того напряженную ситуацию. Нужно осознавать, что если чрезвычайные службы среагировали на ложный вызов (а как иначе?! - Е. С.), то в это время они не смогут в случае необходимости, оказаться там, где в них будут действительно нуждаться. К тому же «холостые» выезды причиняют серьезный материальный ущерб, возмещать который некому, кроме самих телефонных террористов, попавших в руки милиции...
Эта история напомнила мне притчу, которую наверняка многие не раз слышали еще в детстве. В далекие-предалекие времена жил-был в одной деревне пастух. Скучно ему было в поле со своими овцами, решил он однажды позабавиться: стал звать жителей соседней деревни на помощь. Кричал, что на отару напали волки. Крестьяне побросали свои дела и помчались на подмогу. Свирепых хищников, как ни странно, никто не обнаружил. А парень в это время хохотал, наблюдая за суетой, которую подняла его «шутка». Так случилось и во второй раз. На третий на овец в самом деле напали волки. Никто не пришел на затихающие вдалеке крики пастуха…
В нашей ситуации развязка менее драматична. Но оттого вина Алексея Крикунова не становится меньше.