В середине января мы предоставили нашим читателям возможность задать вопросы губернатору. Редакция получила их более сотни. Естественно, ответить на все глава края не имел физической возможности. Предлагаем вашему вниманию подборку ответов, касающихся жизни Ставрополья и его перспектив. Александр ЧЕРНОГОРОВ, губернатор СК

Л. Иваненкова, экономист, г. Лермонтов:

– Александр Леонидович, в разных СМИ говорят, что жизнь в стране и крае улучшается. Но мы, простые люди, этого почти не чувствуем. Зарплата стоит на месте, а цены все растут. Растолкуйте нам, пожалуйста, в чем тут дело и есть ли действительно какие-то реальные успехи у нашего края за прошедший год?

А. Черногоров: Уважаемая Людмила Трофимовна, возможно, вы и сами не подозреваете, насколько сложный вопрос мне задали. Вот вы говорите, «жизнь не становится лучше» и судите о положении дел в крае в основном по ситуации в своей собственной семье, либо по положению дел у родных и соседей. Так большинство людей и поступают. При этом, согласитесь, в своем кругу занимательнее обсуждать то, чего нет или «не хватает». А вот вспоминать, что дорога новая появилась, или завод заработал (который несколько лет простаивал), вроде и незачем. А ведь и то, и другое – есть конкретные проявления улучшения социально-экономической ситуации в крае.

Взять 2003-2004 учебный год. Я лично присутствовал на открытии школы в вашем городе. Реконструкцию второго здания средней общеобразовательной школы № 5 в Лермонтове выполнили быстро и качественно. До ее ввода в строй 18 процентов ребят занимались во вторую смену. Сейчас же, насколько мне известно, большая часть учебных заведений перешла на «односменку». Ваша школа стала вторым по счету профильным учебным заведением в регионе Кавказских Минеральных Вод для старших школьников. К добру это или к худу? Думаю, ответ однозначный. Подобных примеров только по вашему городу можно набрать много. Но вас ведь интересует общее положение края. В связи с этим приведу несколько цифр, которые, думаю, ясно показывают, что итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2004 год в целом можно назвать положительными.

С начала текущего года превышен уровень прошлого года в производстве промышленной, сельскохозяйственной продукции, перевозке организациями транспорта грузов и пассажиров, обороте розничной торговли и общественного питания, оказании платных услуг населению. Сохранилась тенденция роста номинальных и реальных денежных доходов жителей.

Следует отметить, что за пять последних лет по основным показателям социально-экономического развития темпы роста экономики Ставрополья превышают среднероссийский уровень. По предварительным данным, объем промышленного производства в 2004 году составил 66,2 млрд. рублей, или 104,3% к 2003 году. Среди отраслей-лидеров находятся химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, машиностроение.

Как известно, одной из основных отраслей нашей экономики является сельское хозяйство. Ставрополье исторически является одним из крупных зернопроизводящих регионов России и по объемам производства хлеба входит в первую российскую пятерку. В 2004 году мы вырастили рекордный урожай зерновых (валовой сбор – 6,4 млн. тонн). По итогам года в рейтинге ста наиболее крупных и эффективных предприятий страны по производству зерна названы 27 наших, ставропольских, причем, пять из них входят в первую десятку.

Оценка темпов роста инвестиций в 2004 году составляет 100,2% к уровню прошлого года. Реальные денежные доходы населения выросли на 13 процентов.

Л. Баева, пенсионерка.

– Когда было принято решение правительства об отмене льгот, то говорили, что будет выбор: кто хочет – пусть пользуется льготами, а кто не хочет – деньгами. Почему они так с нами поступили? И почему кто-то должен решать, сколько я должна ездить в день?

А. Черногоров: Думаю, выражу не только собственное мнение, но и позицию большинства глав российских регионов. К сожалению, как показала жизнь, федеральная законодательная база принята с поспешностью. Государственная Дума РФ утвердила ее в рекордно короткие сроки, без той детальной и тщательной проработки, которая требовалась, как никогда. Подчеркиваю этот момент в связи с тем, что сегодня многие депутаты выступают едва ли не как представители правосудия по отношению к несовершенному закону о льготах.

Это о том, что касается федеральной власти или, как вы выразились, «их» вклада в «общее дело». В том, как реализовался закон на местном уровне, конечно же, есть и наши просчеты. Мы не снимаем с себя ответственности за то, что не провели должным образом разъяснительную работу на местах, не проконтролировали ситуацию с выплатами.

Тем не менее мы в это время работали в авральном режиме, круглосуточно, стараясь найти выходы из сложившейся ситуации и не выпустить ее из-под контроля. Наверное, все слышали или читали о том, до чего дошло дело в Благовещенске, где людей разгоняли дубинками. Нас тоже провоцировали на это некоторые экстремистски настроенные «защитники народа», устроившие средневековую вакханалию с сожжением чучела губернатора перед зданием правительства края. Бог им судья, а мне как губернатору – наука.

На улицу вышли пожилые люди. У меня тоже немолодые родители, и по-человечески я хорошо понимаю меру возмущения пожилых людей, обиду ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, инвалидов, которые лишились жизненно важных для них льгот – прежде всего транспортных. Вы спрашиваете, «почему они с нами так поступили»? Могу лишь высказать свою версию. На сегодня в стране действуют примитивные экономические механизмы, которые вошли в острое противоречие с требованиями времени. Правительством страны была предпринята попытка увязать интересы транспортных организаций (которые страдают от убытков из-за большого количества льготников) и населения с низким уровнем доходов. Надо признать – не самая удачная попытка.

О том, что сама по себе транспортная проблема есть и стоит она весьма серьезно, свидетельствует другая митинговая волна – в защиту монетизации льгот. В таких выступлениях принимали участие сами транспортники и жители глубинки, которые, у себя в станицах и на хуторах в льготах на транспорт никогда не нуждались и ими не пользовались, а вот живые деньги – нужны. Теперь «льготы» приходят к ним в конкретном денежном выражении.

Итогом же многочисленных согласований и переговоров с федеральной властью стали договоренности, о которых хочу еще раз напомнить. Сначала – о региональных льготниках. Им практически все льготы сохранены. Исключение составляет возможность бесплатного проезда на городском и пригородном автомобильном транспорте. Вместо этого была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 100 рублей, действовавшая до 1 марта. При этом проезд на внутрикраевом автомобильном междугородном транспорте для ветеранов труда и тружеников тыла оставлен в прежнем виде, то есть бесплатным.

С первого марта денежная выплата – взамен бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также автотранспорте общего пользования на пригородных маршрутах – установлена в размере 250 рублей.

В. Иванов, ветеран труда, пенсионер, Ставрополь:

– До каких пор налоги от «Азота», «Арнеста», «Электросвязи» будут поступать куда угодно, но не в край. Ставропольцы работают на соседей.

А. Черногоров: Вашу озабоченность я вполне понимаю и разделяю. Однако, думаю, прежде необходимо внести некоторые общие пояснения. Конечно же, в условиях сложившейся экономической ситуации налоговые поступления играют важную роль в формировании краевого бюджета. И каждое градообразующее предприятие типа тех, которые перечислили вы, – это опора социальной жизни края. Однако сегодня мы оказались лицом к лицу с новой реальностью, когда краевая власть не имеет механизма воздействия на предприятия, которые обладают правом юридической независимости и самостоятельности.

В связи с тем, что естественные монополии проводят структурное реформирование, подразделения, расположенные на территории Ставрополья, теряют свою юридическую самостоятельность и становятся филиалами. Так, например, в конце 2002 года ОАО «Электросвязь» было присоединено к ОАО «Южная телекоммуникационная компания» города Краснодара; в 2004 году – ООО «Лукойл-Северо-Кавказнефтепродукт» объединилось с ООО «Лукойл-Югнефтепродукт».

В рамках общей программы преобразования энергосистемы страны во второй этап слияния компаний попадают ОАО «Ставропольская ГРЭС» и ОАО «Ставропольэнерго». В результате предприятия также потеряют статус юридического лица, что, как ни печально констатировать, снова приведет к снижению налоговых поступлений.

Край уже имеет печальный опыт перемен подобного рода. В результате реорганизации ОАО «Южные межсистемные электрические сети» в филиал ОАО «Магистральные электрические сети Юга» произошло значительное (около 200 млн. рублей) снижение поступлений налогов в территориальный бюджет края. В результате таких процессов обычно сокращается численность работающих и уменьшаются налоговые поступления на доходы физических лиц.

Кроме того, крупные компании, владеющие основными предприятиями, стремятся к понижению цен на готовую продукцию. В результате в последние годы реализация продукции по сложившейся рыночной цене осуществлялась через свои, специально организованные для этих целей торговые дома, а также за пределами края. Из этого нетрудно понять, что вся полученная прибыль остается там же. Так, ОАО «Невинномысский Азот» до 2004 года осуществляло реализацию продукции через свой торговый дом. Однако сейчас механизм реализации продукции стал другим и ситуация изменилась в лучшую сторону. В итоге возросли поступления налогов от этих предприятий. В прошедшем году в консолидированный бюджет края поступили средства от налогов и сборов в сумме 13,3 млрд. рублей, из которых на расходы по статьям краевого бюджета приходится 8,7 млрд. рублей, в доходы местных бюджетов – 4,6 млрд. рублей.

Анализируя эти показатели, можно сказать, что в системе налогообложения наметились позитивные тенденции.

В. Молчанов, ветеран труда:

– Как объяснить массовое банкротство наших сельскохозяйственных предприятий, некогда процветающих, и захват их весьма сомнительными личностями?

А. Черногоров: Во-первых, сделаем маленькую поправку на то, что банкротство предприятий – явление общероссийское, а не ставропольский прецедент. Скажу больше, это наша большая беда. Между тем, если заглянуть в совсем недавнее прошлое, то именно Ставропольский край стал одним из первых российских регионов, поднявших тему о губительности банкротства сельхозпредприятий. С первых дней моей работы в должности губернатора мы стали собирать документы, которые неопровержимо доказывали необходимость изменения закона о банкротстве. Такие бумаги были собраны, однако, несмотря на все усилия, передать их высшему должностному лицу в стране не удавалось. Такая возможность появилась только в 2002 году, когда в связи со стихийным бедствием, постигшим Ставрополье, к нам прибыл президент страны Владимир Путин. Не буду утверждать, что именно наша инициатива сыграла свою роль, но на сегодня в закон о банкротстве предприятий внесены существенные поправки.

Есть и другая сторона. Сам закон действует на территории России вот уже 12 лет. За это время в него было внесено много поправок. Однако основное положение документа остается неизменным – работники производств, независимо от специфики отрасли, должны исполнять свои обязательства, а не жить за счет заемных средств. В установленные сроки необходимо платить налоги и обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды. Жители края должны своевременно получать заработную плату, а пенсионеры – пенсию.

Как это ни парадоксально звучит, но в большинстве случаев до банкротства хозяйства доводят их собственные органы управления. Речь идет о некомпетентных, или нечистых на руку лицах, готовых распродать общественное имущество за бесценок, только бы набить собственные карманы. Но, заметьте, ведь горе-директоров общим собранием избирают сами пайщики. Случается и такое, что руководители заключают заведомо невыполнимые сделки, а вся их деятельность не отвечает требованиям элементарного менеджмента. В результате хозяйство прогорает, а оставшееся имущество буквально растаскивают сами работники: заработную плату им не дают, а семью кормить нужно.

Следует учесть – в государственной собственности края находятся всего четыре процента сельскохозяйственных организаций, остальные – частная собственность. Правительство не вправе вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность самостоятельно работающих субъектов.

Однако это не значит, что мы снимаем с себя ответственность за происходящее. Уже в августе 2001 года было принято постановление правительства края «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельхозорганизаций края». Этот документ признал целесообразным развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе. В крае уже есть определенный опыт создания различных интегрированных агропромышленных структур. Учитывая, что инвестирование аграрного сектора признано приоритетным направлением в осуществлении экономических реформ, эта практика, думаю, еще сыграет свою роль в возвращении нашим хозяйствам былой славы.

Сейчас на Ставрополье в процедурах банкротства находятся 149 организаций – сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из них 28 – под наблюдением, 5 – под внешним управлением, 116 – в стадии конкурсного производства. В общей сложности доля хозяйств, находящихся в процессе банкротства, составляет 2,5 % от общего числа.

И. Пери, пенсионер, механик, село Водораздел Андроповского района:

– Когда будет в крае рынок земли, чтобы можно было продать земельные доли?

А. Черногоров: Как вы, вероятно, знаете, в крае полным ходом идет земельная реформа, конечной целью которой является установление цивилизованного рынка земли. Толчком для вовлечения земли в рыночные отношения послужил Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статьей 12 этого документа установлен порядок выделения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей долевой собственности.

Собственник, изъявивший желание продать свою долю другому владельцу земельной доли этого же участка, заключает договор купли-продажи. При этом согласия других сособственников или органов государственной власти не требуется.

Иной порядок продажи земельной доли предусмотрен, когда она продается не сособственнику, а другому, третьему лицу. В этом случае продавец должен известить остальных участников долевой собственности о своем намерении продажи третьему лицу. Извещение направляется либо всем сособственникам, либо публикуется в районной газете по месторасположению земельного участка. Если в течение месяца с момента публикации либо направления извещения никто из дольщиков не изъявил желания приобрести земельную долю, продавец направляет извещение о продаже доли правительству края.

Если в течение месяца со дня направления извещения правительство откажется или не даст ответа на предложение о покупке земли, собственник доли вправе продать ее любому желающему по цене не ниже заявленной правительству края. Более подробную информацию по порядку продажи земельных участков или долей собственники могут получить в районных органах власти.

В. Сурмачевский, частный предприниматель:

– Я знаю, что совсем недавно губернатор проводил совещание по вопросу сохранности историко-архитектурных памятников города Ставрополя (Крепостная гора и т.д.). Хотелось бы услышать его мнение по поводу того, что недавно власти города отдали решение о сносе дома по проспекту Октябрьской революции, 7/2, который является памятником истории и архитектуры краевого центра.

А. Черногоров: Вы затронули чрезвычайно важный вопрос. С одной стороны, это общая проблема упорядочения градостроительства и создания плана генеральной застройки краевого центра, а с другой – бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Здание по проспекту Октябрьской революции, 7/2, – объект культурного наследия регионального значения. Это «Доходный дом», построенный во второй половине XIX века. Его поставили на государственный учет и охрану решением Ставропольского крайисполкома более двадцати лет назад. В соответствии с действующим законодательством снос, перемещение, изменение памятников истории и культуры запрещаются. Тот, кто незаконно посягает на объекты культурного наследия, должен нести ответственность в соответствии с российским законодательством.

Пока информация о намерениях администрации города Ставрополя снести с лица земли памятник культуры к нам не поступала. Если же такое произойдет, уверен, краевая власть совместно с правоохранительными органами сумеет обеспечить сохранность здания в соответствии с действующим законодательством.

Л. Клочкова, директор централизованной библиотечной системы, Труновский район:

– Уважаемый Александр Леонидович, коллектив приветствует ваше решение о досрочном введении закона о местном самоуправлении в нашем крае. Однако просим учесть наше мнение по библиотечному обслуживанию сельского населения. Централизованные библиотечные системы были сформированы и плодотворно работают по всей стране уже около 30 лет. За эти годы наработан богатейший опыт. Во-первых, это централизованное комплектование фондов, во-вторых, единый учет, обработка и отчетность, в-третьих, единое методическое обеспечение библиотечного обслуживания. Кроме того, мы считаем, что только благодаря централизованным библиотечным системам библиотечное обслуживание не только сохранилось, но и развивается.

А. Черногоров: Всем известно, что культурным может считаться только человек читающий. Я сам всегда с большим почтением относился к книге и горжусь, что в моей частной библиотеке, которую собираю с юности, – тысячи книг.

У нас на Ставрополье, несмотря на сложности, с которыми в последние годы столкнулись библиотеки, они сохранили все лучшие традиции обслуживания читателей. Особой благодарности заслуживают библиотекари, честно и добросовестно выполняющие свои обязанности.

Разрабатывая проект решения о досрочном введении закона о местном управлении на Ставрополье, мы старались учесть проблемы и возможные негативные последствия его реализации. В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» библиотечное обслуживание передается в муниципальные поселения. В связи с этим существующие централизованные библиотечные системы подвергаются реорганизации путем выделения их филиалов в самостоятельные организации и передачи их в собственность поселений. Органы местного самоуправления административных центров муниципальных районов по своему усмотрению могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.

Для ведения единого учета, отчетности, централизованного комплектования фондов возможно заключение договоров о передаче соответствующих полномочий центральной районной библиотеке. Как видите, правительство края старается делать все возможное, чтобы реорганизация библиотечного обслуживания не отразилась на качестве обслуживания населения и состоянии сельских библиотек.

С. Репкин, пенсионер, Ставрополь:

– Когда в Ставрополе будет проведена весенняя ярмарка? И вообще, хотелось бы, чтобы в СМИ был опубликован график их проведения на весь 2005 год.

А. Черногоров: Проведение ярмарок на Ставрополье – добрая традиция. Она связана с многолетней практикой работы колхозных рынков. Сегодня цель краевых ярмарок – налаживание непосредственных контактов между производителями и потребителями. Минуя многочисленных перекупщиков, продавцы предлагают населению высококачественную продукцию по умеренным ценам.

В прошлом году в Ставрополе состоялось пять краевых ярмарок «Выходного дня». Думаю, жителей города и края порадовал широкий ассортимент товаров. Всего сельхозпродукции и товаров легкой промышленности было реализовано на сумму около 42 млн. рублей.

В 2005 году в Ставрополе первая ярмарка «Выходного дня» прошла 26 февраля. Следующие состоятся в мае, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2005 года. О конкретной дате мы обязательно проинформируем население через СМИ.

Е. Бузеева, жительница Буденновска:

– Недавно у нас в городе торжественно отметили начало строительства установки по производству полипропилена на ООО «Ставролен». Вы лично принимали участие в этой церемонии. Хотелось бы знать, а что это даст нам, горожанам и жителям края? Не получится ли много шума из ничего?

А. Черногоров: Ну, шума было не так уж и много, ровно столько, чтобы обозначить событие, действительно для края значительное. Вспомните ситуацию, в которой оказалось предприятие сравнительно недавно. С 1994 года – начала боевых действий в Чеченской Республике – буденновское предприятие «Ставропольполимер» практически перестало функционировать. Прекратились поставки сырья, которое раньше шло к нам с Грозненского нефтеперерабатывающего завода. Только с появлением нового собственника, нефтяной компании «Лукойл», в 1998 году дела пошли в гору.

Не все сегодня на Ставрополье складывается благополучно, мы по-прежнему сталкиваемся с многочисленными трудностями. Вот почему расширение такого производства значительный шаг вперед. У нас есть основания рассчитывать, что край получит сотни новых рабочих мест. Бюджеты различных уровней пополнятся еще одним надежным источником. Возрастет экспортный потенциал Ставрополья. С вводом завода в эксплуатацию годовые доходы бюджета края и города Буденновска только от налога на имущество возрастут на 40 миллионов рублей.

Н. Кудрявцева, станица Марьинская Кировского района:

– Когда будет действовать закон об экологии, запрещающий сжигание мусора и пластмассовых отходов непосредственно на территории населенного пункта, и какие административные взыскания накладываются на злостных нарушителей экологии?

А. Черногоров: Проблема охраны окружающей среды – одна из самых наболевших.

Что касается закона об экологии, то он уже есть. Этот документ был принят 4 мая 1999 года. Согласно закону сжигание отходов производства и потребления без специальных установок воспрещается. Нарушение этих требований подпадает под действие статьи 8.2 и части 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет за собой наложение административного штрафа. По статье 8.2 нарушители выплачивают следующие суммы: граждане – в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; должностные лица – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; организации – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В законе также оговариваются ситуации, когда могут быть наложены более существенные материальные взыскания. Могу заверить вас, что краевое правительство принимает все необходимые меры для стабилизации экологической обстановки и наказания тех, кто причиняет непоправимый вред нашим природным богатствам. Однако добиться реализации законов только административными мерами невозможно. Нам нужна ваша помощь. Скажем, чтобы своевременно узнавать о нарушениях.

Д. Малоштанов, пенсионер, инвалид второй группы, село Донское:

– Мы – родители офицера Советской армии, погибшего в Афганистане. Убедительно просим оказать содействие в приобретении машины «Ока». Мне 76 лет, моей жене – 72 года, ссуду нам по возрасту не дают, и поэтому мы не можем приобрести машину. 10 ноября я отослал медицинское освидетельствование в краевую комиссию по автотранспорту для получения автомашины, но до сих пор ответа от них я не получал.

А. Черногоров: Правительство края всегда особое внимание уделяло положению инвалидов, ветеранов, семей погибших в горячих точках и других социально незащищенных категорий населения. Оказание помощи и поддержки населению – наш долг. Вопрос, касающийся вашей семьи, мы постараемся рассмотреть отдельно, хотя, как известно, вышедший недавно закон о монетизации в корне меняет установившуюся систему льгот. Он отменил обеспечение инвалидов от общего заболевания, с детства и детей-инвалидов по медицинским показаниям специальными транспортными средствами.

Н. Кухарская, медсестра, Ставрополь:

– С начала 2005 года столько недобрых прогнозов. Говорят, сместилась земная ось, поэтому нас и дальше ждут наводнения, ураганы и всякие иные катаклизмы. А что ждет наш край в этом году?

А. Черногоров: Уважаемая Надежда Васильевна, по поводу мировых катаклизмов сказать ничего не могу – у меня и профессия, и должность другие. Пусть предсказаниями занимаются астрологи, маги и экстрасенсы. Если же иметь в виду наш край, знаю одно – мы люди стойкие. Пережили и страшное наводнение 2002 года, и майские заморозки прошлого. Да, предотвратить природные катаклизмы зачастую не во власти людей, но вот быть готовыми встретить их достойно – это я, как губернатор, должен уметь. Что касается социально-экономического развития края в 2005 году, то могу обещать: мы сделаем все возможное, чтобы сохранить стабильность социально-экономического положения края.

Давайте не поддаваться на разного рода провокации, а заниматься тем, что действительно важно, – сохранять и преумножать богатства родного Ставрополья. Как говорил влюбленный в свою землю прекрасный писатель М. Пришвин, «все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека». Добавил бы одно – «от людей»!

P.S. Все остальные вопросы, заданные губернатору, переданы в подразделения правительства края для отдельного рассмотрения.

подготовила Тамара КУЛИКОВА