С прицелом на миллиард долларов
В Прошлом году объем внешней торговли достиг рекордного для Ставрополья уровня - 622 млн. долларов США. Край торгует более чем с 80 странами мира. Импорт меньше экспорта практически в два раза, т. е. мы больше продаем и меньше ввозим на нашу территорию. Что характерно, «первую скрипку» играют сырьевые отрасли: серьезно выросли объемы поставляемых за границу минеральных удобрений, зерна (почти в 2,5 раза), муки (в 10 раз!). По-прежнему растут объемы экспорта нефти, но, с тех пор как поставщик зарегистрировался в Москве, она уже не входит в краевую статистику, хотя добывается у нас. Эти цифры привел первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли СК В. Гаевский на совещании участников внешнеэкономической деятельности, которое под его председательством состоялось в Доме правительства.
С одной стороны, краевая власть ставит цель выйти на объем в 1 млрд. долларов, с другой – признает, что трудно развивать внешнеэкономическую деятельность и привлекать иностранные инвестиции, когда родное федеральное правительство огромные средства стабилизационного фонда «прокручивает» на зарубежных фондовых рынках, опасаясь рисков в России… Как после такой позиции Москвы смотреть в глаза западным инвесторам и убеждать их в том, что вкладывать в Россию выгодно и безопасно?!
В настоящее время с внешними рынками поддерживают связь 900 предприятий края, из них 200 занимаются экспортом и около 700 ввозят товары из-за границы. Кроме того, в крае созданы почти 70 крупных и средних предприятий с участием иностранного капитала. Все они сталкиваются с целым рядом проблем, которые были «поименно» названы в ходе социологического опроса, проведенного минэкономразвития края, – это высокие таможенные сборы, дикие административные барьеры, в т. ч. когда экспортеры порой месяцами бьются с налоговыми органами за положенный по закону возврат НДС… Самая главная проблема – отсутствие внятной федеральной политики в области стимулирования внешней торговли.
В этой связи на уровне края была разработана программа поддержки внешнеэкономической деятельности на 2006-2008 годы, проект которой представил первый заместитель министра В. Миленин. Главное в ней – экономическое стимулирование, включающее поддержку экспорта и предоставление государственных гарантий зарубежным инвесторам. Все это, разумеется, потребует определенных расходов, и минфин уже попросили «при формировании бюджета на 2006 год предусмотреть финансирование программы». А вот самую сильную боль снять можно без денег: речь идет о снижении административных барьеров – оно в программе идет отдельным блоком.
Что касается бюрократических проволочек, то у самих предприятий больше всего вопросов к налоговой службе и таможне. Возврат НДС – вообще больная тема. «Нам до сих пор не возместили НДС по сделке, которая прошла в январе 2004 года, т. е. процедура длится целый год! О какой эффективности экспорта можно говорить?!», - говорит И. Мелкумов, генеральный директор ОАО «Консервный завод Ставропольский». – Да и при ввозе оборудования происходит то же самое. Недавно мы завезли из Германии современное оборудование для производства колбас, оно в ящиках стоит, мы его растаможили и заплатили более 7 млн. НДС. Цех войдет в строй через полгода, и только тогда мы получим эти деньги как возмещение. Разве это нормально?!»
Впрочем, вряд ли стоит винить местные налоговые органы. Сдерживание возврата НДС вошло в ранг государственной политики. Минфин России, формируя бюджет страны, изначально закладывает неполную сумму для возмещения НДС, которой на всех не хватит. Почему это делается, можно догадаться. Есть фирмочки, которые пытаются получить миллионы за несуществующий экспорт. Но жулики - проблема государства, в частности, правоохранительных органов, а не порядочных участников внешнеэкономической деятельности. Глава невинномысской фирмы «Руно» В. Ковалев полагает, что в нашей стране «существует презумпция виновности в отношении налогоплательщика». Более того, по словам президента Торгово-промышленной палаты СК В. Набатникова, в крае есть случаи по НДС, когда бизнес выигрывает суды, но даже судебные решения не исполняются… Как говорится, ушки торчат. Государственные.
Позиция достаточно странная, учитывая, что на мировом рынке Россия занимает отнюдь не первое место. По словам руководителя представительства Минэкономразвития РФ в Ставропольском крае Р. Редькиной, в большинстве секторов глубокой переработки, прежде всего в торговле машинами и оборудованием, различными готовыми промышленными изделиями позиции России очень слабы. Ее доля на мировом рынке электронных изделий и высоких технологий – десятые и даже сотые доли процента…
Представительство провело собственный анализ внешнеэкономической деятельности на Ставрополье за пять лет и сделало несколько наблюдений. Хорошее - доля края во внешнеторговом обороте России растет. Плохое - краевой экспорт приобрел еще более выраженный сырьевой характер. Что уходит на мировые рынки? До 90 процентов - продовольственные товары, сырье, продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов. Машины и оборудование составляют всего лишь 9 процентов. Практически не представлен на внешнем рынке высокотехнологичный краевой сектор. Из-за низкой конкурентоспособности. Говоря официальным языком, «продолжается консервация технологического отставания Ставропольского края, что опасно и в контексте присоединения России ко Всемирной торговой организации». Так что программа развития внешнеэкономической деятельности – что называется, на злобу дня.