Духом окрепнем в борьбе?
А накануне в краевом министерстве культуры состоялась встреча с журналистами. Речь шла прежде всего об итогах ушедшего 2004 года, отмеченного целым рядом ярких событий, как подчеркнул министр культуры Евгений Луганский.
Действительно, памятным для тысяч ставропольцев стал, например, крупномасштабный праздник, посвященный 80-летию края. В этом же ряду – и ХХХV фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья», подаривший нам более 200 концертов, в которых приняли участие и блистательные гости из столицы, и многочисленные творческие силы края. Главной темой фестиваля стала предстоящая дата – 60-летие Великой Победы, внесшая в фестиваль особую проникновенность и особый настрой. В октябре в Пятигорске проведен Всероссийский праздник поэзии в честь 190-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова с участием заместителя председателя Госдумы РФ Л. Слиски и министра культуры РФ А. Соколова, уделивших серьезное внимание проблемам культуры региона. С возросшим размахом прошел на Кавминводах lХ Всероссийский фестиваль академической музыки им. В. Сафонова. Обладателем Гран-при вернулся с международного фестиваля «Евро-фолк» прославленный коллектив – государственный ансамбль танца «Ставрополье». Успешными были и обменные гастроли двух краевых театров – драмы и оперетты. Привлекли широкое внимание и традиционные фестивали и конкурсы самодеятельного творчества, от марш-парада духовых оркестров до фестиваля духовной музыки «Пою Богу моему». Заметным явлением года минувшего стали впервые проводившиеся конкурсы профессионального мастерства работников культуры – Домов культуры, музеев, библиотек. И это лишь самые основные культурные акции года, не говоря уже о повседневной работе всех – больших и малых – учреждений отрасли.
Главное, есть для кого и для чего работать. Ибо неиссякаема в нашем народе тяга к культуре – к хорошей песне, красивому танцу, вообще к красоте жизни. Как заметил Е. Луганский, когда видишь на сцене небольшого сельского ДК вдохновенных юных артистов, когда слушаешь их чудесные голоса, понимаешь: культура народа, несмотря ни на какие реорганизации, живет! От души хотелось бы разделить этот оптимизм…
Впрочем, надо сказать, база для оптимизма в 2004 году была. Так, финансирование отрасли хоть и не блистало размахом (остаточный принцип все еще действует!), но было все же стабильным и даже в течение года постепенно превысило строки бюджета. Причем как на краевом, так и на федеральном уровне. В целях поддержки одаренных детей и молодежи из резервного фонда президента страны выделены средства на приобретение инструментов для сельских музыкальных школ – на 1млн. 750 тыс. рублей. Поступали из Москвы средства и на ремонт памятников культуры, и на приобретение того же автотранспорта для учреждений отрасли, но делается это в последние годы только на основе софинансирования – то есть совместного краевого и федерального. Что само по себе, может быть, и неплохо, если бы не чрезвычайно скромные возможности здесь, в крае. Кое-что удалось заработать и самим учреждениям культуры: объем платных услуг населению за год составил почти 70 млн. рублей. Остаются серьезные проблемы с ремонтно-реставрационными работами. Просто нет денег даже на такие крупные и важные краевые объекты, как Лермонтовская библиотека и театр кукол. А еще и историческое здание театра оперетты в Пятигорске требует капитального ремонта, не проводившегося здесь ни разу за почти сто лет его существования. Впереди и передача в ведение края государственной филармонии на Кавминводах, содержать которую ведь надо будет соответственно. Вообще же в течение года в 310 учреждениях культуры велся либо капитальный, либо текущий ремонт. Причем нередко это становилось возможным благодаря правильной позиции местных властей. Так, в Туркменском районе за счет средств сельхозпредприятия «Путь Ленина» проведен капитальный ремонт двух домов культуры. В Красногвардейском районе на подобных же началах отремонтирован ДК в селе Ладовская Балка, а в Шпаковском районе – ДК сел Казинка и Верхнерусское, в Нефтекумске – Дворец культуры «Нефтяник», в Буденновске – городской Дом культуры.
Отвечая на вопрос о судьбе двух кинотеатров Ставрополя – «Октябрь» и «Орленок», Е. Луганский рассказал, что первый сдан в аренду частной фирме «Ставропольфильм», там проводится серьезный ремонт и, по словам министра, в недалеком будущем «Октябрь» станет одним из лучших кинотеатров в крае. Помещение же кинотеатра «Орленок» вообще меняет хозяина и, скорее всего, сменит и вид деятельности, хотя по закону перепрофилирование таких объектов культуры Вообще-то кино способно приносить огромные доходы, как и было в старые добрые времена «самого массового из искусств», как это имеет место сегодня во многих иных странах (но не у нас, как видите!).
Еще осенью прошлого года, когда о реформе местного самоуправления еще только размышляли столичные верхи, здесь, в крае, в преддверии эксперимента, специалистам была видна опасность потерять культуру на селе. Тем более когда реформа началась, нашлись особо резвые руководители на местах, прямо так и заявлявшие: уничтожим культуру как класс. Дескать, зачем нам эта обуза и лишняя головная боль? По признанию министра, лишь благодаря политической воле губернатора удалось сохранить отделы культуры в 22 районах края. И в оставшихся четырех идет сегодня хоть и непростая, но последовательная работа. Направленная на исправление главной ошибки в законе: его авторы, видимо, начисто «забыли» о таком неосязаемом, но все же объективно существующем факторе, как единое культурное пространство – села, города, района, края, страны, наконец!
На собственном опыте и нервах замминистра культуры СК Наталья Заиченко делает вывод: в нашей стране никогда нельзя быть готовыми к реформам! Сколько бы ни готовились. Понять суть проблем можно только непосредственно в процессе самого реформирования, набивая, так сказать, шишки и извлекая уроки. Зато сама Н. Заиченко уже вправе с улыбкой смотреть на публикуемые рекомендации видных московских спецов: их теоретические выкладки так далеки от жизни! За плечами у нее десятки встреч с главами поселений в разных районах края, с местными депутатами. Каждый переживает за «свое гнездо», и с точки зрения хозяйственной это и правильно, и понятно. А всего-то и надо было в законе о реформе прописать несколько строк о координации деятельности органов культуры на уровне районов. И многих сегодняшних проблем просто не было бы в принципе. Органы управления культуры на местах – это часть государственной политики, которую нужно строить. Но раз в законе не прописано, то… Многие главы поселений в итоге просто отказались от подписания обговоренных ранее соглашений о передаче полномочий в сфере культуры.
Парадокс: внеся столько сумятицы организационной, реформа в то же время предоставила возможность поиска иных моделей развития. Правда, и тут можно предъявить разработчикам закона «законные» претензии – не худо было бы и заранее подумать над вариантами. Сегодня эти новые модели еще только-только намечаются в тех районах, где не сохранились районные управления культуры, – Шпаковском, Кочубеевском, Советском и Благодарненском. Да и как все это сразу выстроишь, если, например, в Благодарненском районе половина поселений передали полномочия, а половина – нет. А ведь за всеми этими «моделями» и «полномочиями» стоят конкретные живые люди. Со своими судьбами, чаяниями и заботами. Была единая библиотечная система, теперь отошедшая городу Благодарному – с фондами, специалистами. А селам как быть? Договорились вроде бы о совмест-ном пользовании фондами… В Советском районе – иначе. Ничего управленческого в культуре на уровне районном не осталось – ни методического органа по досуговой деятельности, ни библиотечного, даже в аппарате администрации нет пока ни одной единицы, ответственной за культуру. Сейчас отдел культуры города Зеленокумска – центра района – пытается взять кое-что на себя через заключение соглашений с поселениями, но как все это получится, трудно прогнозировать. Министерство культуры края в данной ситуации выступает в роли координатора, ибо никто ведь и не отменял культуру в отдельно взятом Советском районе! Зато вполне активно идет раздел имущества бывшего отдела культуры: кому отдать автобус, кому оборудование и т. д. Поспешность, достойная лучшего применения…
Итак, система нарушена. А механизм должен работать. Приходится прямо, так сказать, «в пути» отлаживать его звенья. Задуманная авторами реформы оптимизация хозяйственно-управленческой машины на местах абсолютно не выражена даже в чисто теоретических проектах. Для чего собственно нужна оптимизация? Чтобы не было дублирующих функций и, следовательно, лишних расходов. Но оптимизация в Москве и далеком малом селе, согласитесь, не одно и то же. Если в столице действуют сотни разных библиотек, то в селе она одна-единственная – общедоступная! – фондами кровно связанная с районной централизованной системой. Вот и думайте, как тут быть.
А еще впереди – реформирование организационно-правовых форм существования учреждений культуры. Предполагается три их вида – специализированное государственное или муниципальное некоммерческое учреждение, государственная или муниципальная автономная некоммерческая организация и, наконец, полный хозрасчет. Способна ли культура окупить себя – риторический вопрос, тем более обидный, что вообще-то отрасль выполняет государственный заказ на обслуживание населения. Инициировать поправки к закону вправе лишь краевая Дума, с депутатами которой сейчас и работают сотрудники министерства, излагая свой взгляд на проблему. Взгляд вполне конкретный, основанный на болезненном опыте первых реформенных шагов.
Как часто бывает на Руси, не обходится без трагичеко-комических, едва ли не шекспировских ситуаций. Есть в селе Кендже-Кулак Туркменского района замечательный народный ансамбль национального танца «Джамиля», коим руководит соответственно специалист-хореограф. Так вот этому хореографу глава села предложил заниматься еще и с клубным хором… Видимо, полагая слова хор и хореограф однокоренными. Вот такая получается порой культурная политика.